Технологічна мрія Росії руйнується на очах
Мрія про транспортний коридор між Китаєм і Європою через Росію - одне з головних бажань Путіна в питанні поліпшення повідомлень між європейською і азіатською частинами країни.
Мовою оригіналу.
Президент России Владимир Путин и другие чиновники мечтают о технологическом скачке, способном сократить разрыв между Россией и более экономически развитыми странами, подобном советскому проекту «Спутник». HyperLoop, или Гиперпетля – это особый вид поезда, движущегося по специальному тоннелю со скоростью порядка 1200 км/ч, вполне соответствует этой мечте. Российский бизнесмен, имеющий обширные связи, уже инвестировал в этот проект, но за этим последовал лишь разгоревшийся судебный процесс с участием основателей из Силиконовой долины и звучащие обвинения в финансовых махинациях.
Элон Маск, генеральный директор «Tesla», предложил идею Гиперпетли еще четыре года назад. Этот «пятый вид транспорта» объединял в себе систему практически безвоздушных тоннелей, по которым левитирующие на магнитной подушке поезда могли бы перевозить пассажиров и грузы. Сам Маск не стал создавать компанию для реализации проекта, но другие люди охотно занялись этим. Так, компания «Hyperloop Transportation Technologies» намерена построить такую систему в Словакии. Другая компания, именуемая «Hyperloop One» уже предложила провести публичную демонстрацию некоторых деталей будущей технологии в Мае.
Последняя из двух компаний – «Hyperloop One» – показала себя более продвинутой, и российские инвесторы проявили интерес с самых ранних пор. Государственный инвестиционный фонд России вложил небольшие средства, в то время как Зиявудин Магомедов, глава группы компаний «Сумма», стал самым инициативным российским инвестором, вложившись в ценные бумаги компании в обоих раундах.
В июне один из основателей «Hyperloop One» Шервин Пишевар – один из первых инвесторов среди «Uber» и других технологических компаний - посетил Экономический форум в Санкт-Петербурге - конференцию, спонсируемую Путиным, чтобы продать новый тип транспорта российским чиновникам. Затаив дыхание, Пишевар писал с своем Facebook:
«18 глав суверенных фондов и президент Путин. Десять триллионов долларов – в одном помещении. Крупнейшее собрание правителей в истории. Путин вызвал меня на последнее слова и затем ответил. Говорили о «Шерпе», «Uber» и «Hyperloop One». Путин сказал, что технология «Hyperloop» фундаментально изменит глобальную экономику»
Вскоре после этого Пишевар подписал письмо о намерениях работать над проектом «Hyperloop» с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Кремль также подтвердил обещание Путина их поддержать.
Мечта о транспортном коридоре между Китаем и Европой через Россию – одно из главных желаний Путина в вопросе улучшения сообщений между европейской и азиатской частями страны. Ведь железные дороги России крайне неэффективны: скорость грузовых поездов составляет приблизительно 15км/ч - вдвое медленнее китайских. Сегодня через Россию проходит лишь 1% всех глобальных объемов грузовых перевозок.
Однако, перед чиновниками и инвесторами стоит проблема. «Hyperloop One» – вовсе не секретная лаборатория в закрытом военном городке, подобному тому, где разрабатывали «Спутник». Это – стартап Силиконовой долины, и то, как здесь привыкли работать, сложно согласовать с распорядком российских государственных проектов.
Один из бывших руководителей «Hyperloop One» Броган БемБроган, пришедший в проект из компании SpaceX, подал иск на Пишевара и других сотрудников, обвиняя их в неорганизованности. Как выразился истец, они старались «преумножить свои собственные бренды, улучшить свои романтические жизни и набить карманы (свои и своих родственников)». БемБроган и группа сотрудников компании требовали повышения контроля над инженерами, но получили отказ. В судебном процессе, где ответчики описаны лишь как «российские инвесторы», говорится, что Пишевар:
«Жаловался Совету и всей команде сотрудников «Hyperloop One» на то, что обсуждения БемБрогана с российскими инвесторами поставили безопасность Шервина под угрозу – имея в виду, что инвесторы (которых привел Шервин) принадлежали к типу людей, способных к физическому насилию. Эта абсурдная характеристика российских инвесторов была далека от действительности, и являлась попросту слабой попыткой оправдать последующие меры, принятые против БемБрогана»
У Магомедова же была своя история: в прошлом он являлся совладельцем банка, который в 2001 году был лишен лицензии за отмывание денег. Теневой бизнес в России того времени был не для слабонервных. Возможно, Пишевар вполне правильно волновался по поводу недостаточной бдительности в защите инвестиций Магомедова.
После всех описанных событий «Hyperloop One» провели второй раунд сбора средств, но инвестиции российского правительства и «Суммы» составили лишь $80 миллионов. Рушащиеся мечты – довольно грустное зрелище.
Санкт-Петербургский форум, где Пишевар встречался с Путиным, также посетил Лорен Грэм – профессор из Массачусетского технологического института, автор книги о блестящих российских инновациях, которым не суждено реализоваться. Он прокомментировал:
«Противоречив и странен тот факт, что русские являются прекрасными изобретателями, но бедными новаторами. Парадокс заключается в том, что Россия неспособна развивать общество, в котором гениальность людей может реализоваться в экономическом развитии. Все российские лидеры, со времен царей и до настоящего момента, считали, что решение вопроса модернизации – это лишь технология, а не социально-экономическая среда, которая должна способствовать развитию и коммерциализации технологий. Одной только идеи - недостаточно»
Идея Гиперпетли изначально основана на технологиях, которые давно всем доступны. И все же, гигантское русское государство и его привилегированные подрядчики вынуждены обращаться за помощью в Калифорнию – потому что инженеры там умеют работать с коммерческими проектами и способны говорить на языке, который чиновники и инвесторы хотят слушать. Все это – еще более печально, чем происходящее в компании «Hyperloop One».
Переклад: Обозреватель