Почему Украина не разваливается?
Многие годы нам пророчат распад, как минимум, на две части.
Многие годы нам пророчат распад, как минимум, на две части. Многовековые интриги австрийского генштаба и «кровавой гэбни» должны были бы давно разорвать химерическое, по терминологии Гумилёва, государство на мрачное царство секты «украинствующих» со столицей в сумеречном Лемберге и благолепную империю андроидов с торчащим из выхлопной трубы красным флагом со столицей в Москве.
Но пока как-то все стоит.
Дело в том, что пропагандисты редко смотрят вглубь вопроса – да и нет у них такой функции.
На чем же стоит украинская «соборность»?
Во-первых, на скелете УССР. Большинство граждан, принадлежащих к ныне живущим поколениям, носят в сознании образ карты УССР, появившейся уже после присоединения к ней западных областей и Крыма. Эта же ментальная география культивируется и в стенах массового воспитателя – школы, и телевизионной, и сетевой картинкой. Именно этот код и проявился в ходе конфликта вокруг острова Тузла.
Во-вторых, клеем Украины является чиновничество. Именно оно все стандартизирует и универсализирует. Оно – сплав вертикально организованной системы управления. Ему не выгоден распад системы, связанной с новым риском поиска своего статуса в новых обществах. Вспомним, как Кучме оказалось достаточно лишь прикрикнуть на губернаторов, чтобы на юго-востоке не появилось нового государства.
В-третьих, распад Украины не выгоден ни «Газпрому», которому, вполне вероятно, придется договариваться с правительствами, не желающими быть правонаследниками Украины. Не выгоден он и «Нафтогазу», который вообще перестанет существовать. По той же логике, большому бизнесу расчленение страны не выгодно, хотя не исключено, что коррупционные издержки на какой-то период снизились. Ведь революционные элиты часто не знают настоящих расценок…
В-четвертых, легитимность новых государств международно-правовой режим, валютно-казначейское регулирование, в общем, вся эта «мутота», о которой и не подозревают боты на форумах. Кто это будет все создавать, решать и финансировать – неясно. Говорить легко – а на такую работу уйдет вся жизнь.
В-пятых, молодежь, которая все больше начинает определять общественное мнение, хотя и не является сознательными «соборниками», но привыкла к бренду «Украина». Ведь он «приклеен» ко всем атрибутам общества, нации, государства: спорту, некоторым сериалам, музыке, телевизионным проектам (пусть даже – франшизам).
«Україна має талант» – и этим все сказано.
В-шестых, эксперименты с альтернативной идентичностью (в силу и ряда обстоятельств из числа предыдущих) пока не удачны. Украинцами продолжают считать себя и галичане, и дончане, а уж тем более жители центральной Украины и негородских районов Украины южной. Потому что эксперименты эти пока политически несерьезные, малобюджетные, и их потенциал «мягкой силы» низок.
В-седьмых, и последних – это Киев, babe!
Куда девать Киев при потенциальном разводе – совершенно непонятно. Киев переваривает потоки из всех областей и выплавляет гражданскую нацию, члены которой при этом совершенно не отказываются от своего краевого происхождения.
Разумеется, киевляне не намерены упускать или отпускать свой статус столичных жителей, ведь «столичность» и есть главное преимущество Киева (если не единственное). Статус большого губернского центра империи или столицы республики в составе РФ никак не устроит киевлян.
Как мы видим, региональные элиты – и донецкие, и днепропетровские, и коллективно-«западенские» легко предают свою малую родину ради печерских холмов. «Киев стоит мессы!» -- говорили себе и волынянин Кравчук, и днепропетровец Кучма, и сумчанин Ющенко, и дончанин Янукович…
Единственная реальная опасность развода может возникнуть в том случае, если интересы внешних корпоративных игроков, рассчитывающих на размещение производств в зоне свободной торговли с ЕС совпадут с интересами живущих между Союзом и Украиной заробитчанских масс. В том случае, если нынешняя власть не сдаст ноябрьский экзамен. Потому что в таком случае поезд встанет на тупиковой станции навсегда, и многие задумаются – не начать ли добираться в «светлое будущее» на не столь вместительных дрезинах…