Начинается новая эпоха отношений между Россией и Украиной
Молодцы россияне, начали осваивать рычаги soft power. Это единственный эффективный путь обретения надежных союзников
Сегодня стало популярным «перемывать косточки» Украине в связи с тем, что ею «помыкает» Брюссель. Не буду отрицать очевидного – мне приходилось ранее писать о том, что в Москве довольно долго недооценивали степень инфраструктурной, международно-правовой зависимости Киева от ЕС. А надо было еще в 2010 году прислушиваться к тому же Сергею Доренко и внимательно изучать вот эту резолюцию Европарламента от 25 февраля 2010 года.
Но сегодня драма близится к развязке.
Практически со стопроцентной гарантией ассоциацию подпишет Молдова, где под нажимом Брюсселя местным либералам и националистам удалось обставить заявлявших о своей лояльности евразийскому проекту Москвы коммунистов и социалистов. Вероятность обручения ЕС и Украины с Грузией балансирует вокруг отметки в 50%. Виктор Янукович находится в тяжких раздумьях над судьбой Тимошенко, воюет с МВФ по поводу газовых субсидий, а доходы бюджета тем временем неуклонно падают вместе с теряющей обороты экономикой, не выдерживающей «тяжкой поступи реформ». Бидзина Иванишвили, очевидно, двигается в похожем направлении – его политическим противникам в Тбилиси становится все теснее. Новый любимчик ЕС в постсоветском регионе – Армения. С ней планировалось подписать договор в следующем году, но при всей небезупречности избирательного процесса Серж Саргсян довольно спокойно переизбрался на второй срок, и особенных препятствий для коктейля из собственно «коньяка» и «ахтамара», похоже, не существует.
Но продолжить я хочу другим – не стоит стонать о «конце эпохи», расставании, старшем и младших братьях, Иване Мазепе и Степане Бандере. Это неконструктивно. Конструктивно – видеть, как начинается новая эпоха отношений между Россией и Украиной, возможно, более сдержанная, но и имеющая, вероятно, более высокий КПД.
Так, в конце июня автор побывал на мероприятии под названием «Академия ОДКБ» (Организация Договора о коллективной безопасности – прим. ВЗГЛЯД) в Москве, которое организовывал Фонд публичной дипломатии имени Александра Горчакова совместно с Институтом ОДКБ. С уверенностью можно констатировать, что рабочий потенциал «мягкой силы» России резко пошел вверх. Видимо, учтены ошибки прошлого и происходит омоложение российской дипломатии, заметна увлеченность новыми социально-информационными технологиями. Однако главное вот что: я изменил свое мнение об Организации Договора о коллективной безопасности как о бюрократическом «бумажном тигре» и филиале СНГ. Шесть стран реально взаимодействуют, скелет за годы соглашений «оброс мясом». И если Сербия, на чью внутреннюю и внешнюю политику Брюссель оказывает самое непосредственное влияние, смогла позволить себе получить статус наблюдателя при Парламентской ассамблее ОДКБ в апреле этого года, то ничего не мешает внеблоковой Украине, по которой отнюдь не разгуливают военнослужащие стран НАТО, добиться того же.
Ведь своего представителя при Евразийской экономической комиссии Украина уже получила – им стал экс-министр экономики (1997–1998 годы, также в 2002–2006 и 2009–2010 годах глава Госкомфинуслуг, в 2006–2008 годах замминистра внутренних дел Украины), компетентный экономист, дружелюбно настроенный по отношению к России, Виктор Суслов. Учитывая то, что и сегодня Украина по ряду программ сотрудничает с ОДКБ, и это взаимовыгодно, уверен, что повторить шаг Белграда Киеву не будет стоить серьезного напряжения в диалоге с Западом.
Кроме того, статус наблюдателя при ПА ОДКБ позволит Киеву начать преодолевать печальное наследие президентства Виктора Ющенко в аспекте присутствия и взаимодействия с другими странами на Кавказе и в Средней Азии.
Да, считается, что Украина сотрудничает с НАТО не в меньшей степени, нежели Финляндия, однако именно на Хельсинки Киев и равняется в стилистике обеспечения своей безопасности – по крайней мере при Януковиче. Отсюда и необходимость наполнять содержанием те зоны диалога с Россией, в которых диктат ЕС не является определяющим фактором в силу бессодержательности. И хотя 35-м пунктом Чикагской декларации НАТО Украина определена как ключевая страна для архитектуры безопасности в Европе с точки зрения альянса, наивно считать, что НАТО «впишется» за Украину в случае конфликтной ситуации с собственными членами: Румынией и Турцией.
Кроме того, существует и злободневная потребность Украины в укреплении своей безопасности – осенью пройдет последний призыв срочников, а с сезона 2014–2015 годов Киев переходит к полностью контрактной армии. Естественно, реформа как минимум временно вызывает снижение потенциала боеспособности, а учитывая то, что мир становится все более беспокойным, усиление сотрудничества с ОДКБ является вызовом времени.
Кстати, еще одна проблема на горизонте украинско-российских отношений – нарастание вероятности изменений в миграционной политике Киева, Москвы и ЕС. Как смягчить удары по интересам обычных граждан – россиян и украинцев? Об этом – в другой раз.
А пока – еще раз скажу: молодцы россияне, начали осваивать рычаги soft power. Это единственный эффективный путь обретения надежных союзников в современном мире и борьбы с мифами. Вот один миф в украинской голове уже испарился – ОДКБ существует не на бумаге, и приходит момент для Киева присмотреться к объему ее возможностей.