Как работает российская медиадубинка
Директор коммуникационного агентства Magic, Inc. написал колонку о войне на Украине. Но тему Платон разворачивает исключительно в информационном поле и следит за схваткой российских и западных пропагандистов.
Директор коммуникационного агентства Magic, Inc. написал колонку о войне на Украине. Но тему Платон разворачивает исключительно в информационном поле и следит за схваткой российских и западных пропагандистов.
Общая численность штатных специалистов по связям с общественностью в рядах армии США составляет более семи тысяч человек. Прибавьте к этому три аналитических центра, несколько тысяч прикрепленных к армейцам «гражданских журналистов» из изданий типа CNN, Fox, Washington Post и New York Times, пиар-специалистов неправительственных организаций, рекламное агентство Leo Burnett на подряде, арсенал из 1400 военных изданий, тысячи «внештатных интернет-специалистов», всю мощь Голливуда — и вы получите очень впечатляющую картинку. И это только американские «информационные войска». А ведь есть еще британские, немецкие и французские «виртуальные армии». Кроме того, существуют также «медийные диверсанты» из числа прозападных российских СМИ и блогеров.
Что могла противопоставить этому Россия в девяностые? Телеканал «Звезда» и несколько пыльных бюрократов из пресс-службы министерства обороны. Неудивительно, что в первую чеченскую Россия проиграла информационную войну всухую и по всем фронтам. Мировое сообщество сочло нас агрессорами, невесть зачем полезшими топтать кованым сапогом свободу маленького, но очень гордого горского народа. Внутри страны «пятая колонна» тоже постаралась на совесть: многие россияне, как бы это дико ни звучало, оказались на стороне чеченцев.
Хорошие исходные позиции (защита мирных русских людей от бородатых убийц, похитителей детей, религиозных фанатиков, террористов и бандитов) оказались бесполезны в условиях тотальной нехватки толковых технологов, бюджетов на пиар-кампании и медийных ресурсов. Пророссийскую позицию в те дни не то что озвучить, ее и сформулировать-то толком не смогли.
В 2000 году Путин разогнал НТВ. Я, юный прекраснодушный идиот, до икоты обсмотревшийся телевизора, собирался ехать на митинги в поддержку «свободного телеканала, гибнущего под кованым сапогом кровавого диктатора». И только спустя несколько лет с удивлением понял, что Владимир Владимирович все сделал правильно. НТВ наносило России и русской армии больше вреда, чем все боевики Шамиля Басаева вместе взятые.
Все последующие годы российская власть форматировала под себя медийный ландшафт с неотвратимой методичностью бульдозера. Радио «Свобода», финансируемое конгрессом США, прекратило свое вещание в России. Радио «Эхо Москвы» оказалось в нежных руках государственного холдинга «Газпром медиа». «РИА Новости» аккуратно придушили, создав на его месте РИА «Россия сегодня». Телеканалу «Дождь» помахали перед лицом перспективой исчезновения из сетки вещания кабельных каналов.
Взялись и за интернет: у власти появились стаи платных комментаторов, топовые блогеры-лоялисты, собственная социальная сеть («ВКонтакте» недавно перешла из рук вольнодумца Дурова во владение к прокремлевским олигархам). Параллельно с этим начали выбивать «медийных диверсантов»: Шендеровича камера запечатлела в миг противоестественного соития с матрасом, Адагамова собственная жена в инцесте и педофилии обвинила, Варламова уличили в платной рекламе Майдана, и далее по списку.
Более того, появились и толковые технологи, способные генерировать адекватные идеи. Я в голос хохотал, наблюдая за упоительными историями «Саша Белый и прокурор», «Вежливые люди захватили аэропорт Симферополя», «Вежливые вертолеты барражируют над Керченским проливом», «Лидер украинских неонацистов воззвал к духу Доку Умарова», «Письмо Кадырова татарам Крыма», «Один народ, один фюрер, один Майдан» и прочие в том же духе.
К 2014 году Россия отрастила себе неплохих размеров медийную дубинку, которую вполне успешно использует. Первые достижения отечественной пропаганды мы видим уже сейчас: более половины соотечественников поддерживают действия Путина на Украине, Крым вот-вот будет наш, украинские военные переходят под русские знамена, над Харьковом, Донецком и еще несколькими городами развеваются триколоры.
Но самое интересное у нас еще впереди. Ведь в эпоху тотальной интернетизации и социальных сетей каждый житель России, имеющий доступ в интернет, легко может стать не только объектом медийной войны, но и ее субъектом. Превратиться из пассивного телезрителя и газеточитателя в активно действующего гражданина. При таком раскладе уже через двадцать лет Белоруссия без единого выстрела войдет в состав РФ, а от Украины останется только небольшой западный огрызок.
Наполеон как-то сказал, что трех газет боится больше, нежели ста тысяч штыков. Бедный, бедный маленький корсиканский ублюдок. Он просто не знал, что такое телевидение, радио и интернет.