Реконструкция с человеческими жертвами
О событиях под Волновахой и вокруг
13 января под Волновахой в Донецкой области в ходе артиллерийского обстрела был уничтожен пассажирский автобус. Погибли 12 человек, еще 17 получили ранения. Автобус в момент обстрела проезжал мимо украинского блокпоста. Украинцы немедленно провели параллель между этой трагедией и расстрелом редакции Charlie Hebdo в Париже. Это вообще встраивается в общую (и вполне понятную) стратегию украинских медиа: заставить Европу обращать больше внимания на события в Донецке и Луганске. Украинцы обижены на Европейский союз. Ответом на атаку террористов на Париж становится мощнейшая гражданская мобилизация против террора, но война в Украине ведет в основном к предложениям «искать общий язык» с ДНР и их спонсорами.
В Украине началась акция «Je suis Volnovakha», аналогичная общемировой акции «Je suis Charlie». Тысячи людей опубликовали свои фотографии с табличками такого содержания. Украинцы видят себя на передовой гигантского фронта, в одиночку сражающимися против врага не менее коварного и опасного, чем исламские радикалы в Европе.
Мы не знаем, кто именно расстрелял автобус под Волновахой. При этом версия о том, что обстрел шел со стороны ДНР и в сторону украинского блокпоста, выглядит более рациональной. Трудно в эмоциональном смысле ставить знак равенства между спланированной террористической атакой на редакцию журнала и гибелью автобуса под артиллерийским обстрелом в зоне боевых действий. Украинцы называют трагедию под Волновахой следствием терроризма, и эту логику можно понять, ведь вся война на территории Украины по закону является антитеррористической операцией. Однако на сегодня нет фактов, указывающих, что снаряд был выпущен в автобус прицельно. Это, разумеется, не оправдывает никого — ни лиц, развязавших войну, ни тех, кто виновен в гибели людей. И не делает трагедию менее страшной: жертвы Волновахи не менее трагичны, чем жертвы Charlie Hebdo. Более того, автобус встраивается в чудовищный список жертв нонкомбатантов на Донецкой войне, и о нем мы будем помнить так же, как мы помним о сбитом «Боинге».
Не стоит забывать и о том, что реальные или вымышленные жертвы на этой войне автоматически встраиваются в пропаганду, которая ведется с обеих сторон. Порошенко в своем обращении к нации в ночь на 14 января поспешил связать трагедию Волновахи с необходимостью дополнительной мобилизации, которая была объявлена задолго до гибели автобуса. Пожалуй, такова нечеловеческая логика войны: каждая трагедия становится козырем в чьих-то руках, как уже было, к примеру, с гибелью людей в Одессе.
Важно отметить вот что. Всякий раз, когда бессмысленная бойня на Донбассе начинает буксовать, когда люди, уже много месяцев лишенные нормальной жизни, задумываются о реальном перемирии, кто-то или что-то подбрасывает новые горящие угли. В последние недели наблюдатели фиксировали снижение интенсивности огня по всему фронту противостояния между Украиной и ДНР/ЛНР. Порошенко дал интервью французским журналистам, в котором говорил, что в случае выполнения всех пунктов минских договоренностей, а в особенности в случае проведения демократических выборов в органы местного самоуправления на территории Донецкой и Луганской областей в соответствии с украинским законодательством, конфликт будет исчерпан в течение двух недель. 13 января прошла многообещающая берлинская встреча министров иностранных дел «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия, Франция), на которой поначалу был достигнут некоторый прогресс. Началось вроде бы планирование прямых переговоров Порошенко и Путина по всему комплексу проблем. Назарбаев, давно обеспокоенный динамикой «Русского мира», предложил свою помощь в организации такой встречи в Астане. На Западе шли разговоры о возможности ревизии первого пакета санкций, принятых весной прошлого года.
Эта — которая уже по счету! — попытка нормализации и гашения конфликта была уничтожена снарядом, попавшим в автобус с людьми под Волновахой. Если это было сделано неумышленно, то все равно говорит о многом. Снаряды после окончания новогодних каникул начали летать чаще, некоторые ополченцы рапортуют о наступлении, был уничтожен один из символов украинского сопротивления — диспетчерская вышка Донецкого аэропорта. Следственный комитет России подливает масла в огонь: возбуждено очередное дело о геноциде русскоязычного населения в декабре 2014 года. Геноцидом Следственный комитет научился разбрасываться как носками и находит это явление, где пожелает.
Волноваха — город исторический, здесь еще в октябре 1919 года Деникин на пике своего военного могущества атаковал позиции махновцев. Кто-то определенно не хочет, чтобы затянувшаяся кровавая военно-историческая реконструкция заканчивалась.