Последний аргумент негодяев
Сезон политических убийств и в Киеве, и в Москве должен быть закончен в зале судебных заседаний
Сезон политических убийств, открывшийся в Киеве, вызывает тревогу. Реакция на него части украинского общества — тоже. Мы не знаем, кто убил бывшего депутата-регионала Олега Калашникова и журналиста Олеся Бузину, известного своими пророссийскими взглядами. Убитые были политическими противниками Евромайдана, и это дает основания для самых разных спекуляций. Оппоненты киевской власти прямо винят в случившемся режим президента Порошенко. Об этом заявил, например, бывший премьер-министр Украины Николай Азаров. В самом Киеве, напротив, многие уверены, что политические убийства — дело рук Москвы: то ли ради провокации, то ли таким образом якобы сводят счеты со своими.
И чудовищный символизм момента — гибель людей становятся предметом каких-то чудовищных споров. В России кто-то выдохнул будто бы с облегчением: вот видите, не только у нас политиков и журналистов убивают. В Украине разворачивается аналогичная нравственная катастрофа: находятся люди, которые записывают Калашникова и Бузину в солдат вражеской армии, убитых на справедливой национал-освободительной войне. Таковым самим киевлянам приходится объяснять разницу между комбатантами и нонкомбатантами, между фронтом и уничтожением безоружных людей, граждан собственной страны.
Украина ожесточена, даже самые милые и интеллигентные люди начинают требовать от государства суровых мер против сепаратистов и союзников Москвы. В ретроспективе последних полутора лет процесс этот можно назвать объективным — увы, все идет “как по учебнику”. Много уже сказано о рисках превращения военного положения в норму, об интериоризации войны киевской политической жизнью, о символическом возвращении ветеранов АТО в Киев, радикализации политики и возможной попытке ультраправых прийти к власти, организовав переворот и уничтожив институты украинской демократии. Оправдание политических убийств как закономерных и совершенных в рамках справедливой войны против внешнего врага — есть серьезный шаг к реализации подобного сценария.
Но хотелось бы попросить отдышаться по обе стороны границы. И вспомнить о праве любого человека на жизнь, праве преступников на справедливый суд, и еще о праве на сострадание — для каждого. Ни одна смерть не должна быть ни поводом для радости, ни аргументом в споре, ни картой в политической игре. Все ведь известные вещи, много раз объясненные в хороших и добрых книжках, которые читались людьми в Киеве, Москве или Донецке.
Самое лучшее, что может сделать Киев — показать пример России, и сосредоточить все возможные ресурсы на быстрейшем, объективном и открытом расследовании убийств Калашникова и Бузины. Ведь за последний год Украина не преуспела в подобных расследованиях: нет ни судебных процессов над снайперами, убивавших людей на Майдане, ни над организаторами одесской трагедии 2 мая. Нет разбирательств в отношении командиров, чьи решения привели к катастрофам украинской армии под Иловайском и Дебальцево.
В Украине многие справедливо полагают, что у страны хватает других, более срочных проблем, которые приходится решать быстро — так что на расследования не остается времени и сил. Но сегодня ситуация становится критической: либо киевские власти продемонстрируют свою способность бороться с ростом внутренней политической агрессии, докажут, что в их распоряжении есть компетентные и эффективные правоохранительные органы, либо молодая украинская демократия, не успев повзрослеть, превратиться в нечто иное.
Кто бы ни был заказчиками убийств Калашникова и Бузины, они должны предстать перед судом в открытом и справедливом процессе. Если Украина справится с этим вызовом, у ее недоброжелателей останется заметно меньше аргументов.