Facebook на крючке, или Шантаж по-русски
Facebook официально отказался переносить личные данные пользователей на территорию Российской Федерации...
Facebook официально отказался переносить личные данные пользователей на территорию Российской Федерации, и тем самым дал российским властям формальный повод требовать его закрытия на территории страны. Эта новость укладывается в единый сюжет с неудавшейся попыткой закрыть «Википедию». Государство готовит плацдарм для дальнейшего и, возможно, самого решительного наступления на свободу слова в сети, и пока прощупывает почву — сразу по нескольким направлениям. Отслеживает общественную реакцию, подступается к самым лакомым кускам — международным сайтам, популярным в России и при этом пока слабо подконтрольным российским властям.
Здесь на пути декларируемой ныне и модной автаркии встают чисто технологические проблемы. Например, протокол шифрованного доступа к данным сети https, который крайне затрудняет отслеживание действий пользователя на конкретном сайте: какие страницы он посещал, какие сообщения оставлял и получал на сайте, и так далее. Именно по этому протоколу работают Facebook, Google и другие интернет-гиганты. Существует довольно убедительная версия, согласно которой одной из целей атаки на Wikipedia был своеобразный шантаж, связанный с https. Шифрование не дает возможности провайдеру выделить из состава сайта конкретную страницу и запретить доступ именно к ней, поэтому блокировать проекты, использующие https, в том числе «Википедию», можно только целиком. Предполагаемый торг, соответственно, мог идти, за то, чтобы склонить администраторов «Википедии» отказаться от протокола шифрования, заблокировать единственную пока статью «Чарас», но спасти энциклопедию целиком.
Такая попытка, если она действительно имела место со стороны государства, выглядит довольно наивной, но с другой стороны, почему бы ее не предпринять — вдруг эти «очкарики» прогнутся?
Взамен надзирающие органы и спецслужбы получили бы полный доступ к пользовательским данным «Википедии» — можно было отслеживать, например, кто вносит «антиправительственные правки» в статьи и активно интересуется политикой. Разумеется, в свободной энциклопедии от такого сценария отказались бы — в частности потому, что «Википедия» имеет богатый опыт противостояния политической цензуре в разных странах мира, а действия российских властей не отличаются здесь особой оригинальностью.
В данном контексте история вокруг Facebook — это другая тактическая линия внутри той же государственной стратегии. В России принят закон о хранении персональных данных на отечественных серверах, который, как было понятно сразу, во-первых, предельно широкий (что считать персональными данными, вопрос интерпретации), а во-вторых, по определению невыполнимый — каждая интернет-компания не сможет передать данные своих пользователей из России в отдельный московский дата-центр, это противоречит и коммерческим интересам, и архитектуре интернета, и просто здравому смыслу. Сейчас уже понятно, что это один из тех российских законов, который будет применяться избирательно, от случая к случаю, и единственное реальное назначение которого — превратить всех заметных игроков в интернете в нарушителей национального законодательства.
То есть взять компании в заложники и использовать этот фактор, как инструмент давления. «Если вы не будете делать то, что нам нужно, нам придется применить к вам закон. К друзьям же мы законы не применяем», — такая здесь логика.
Подтверждение этой конструкции появилось как раз на днях: компаниям, бронирующим авиабилеты, разрешили данные пользователей в России не хранить (причем здесь как раз идет буквально о персональных — паспортных данных).
Facebook предсказуемо не стал переносить свои серверы в Россию, ссылаясь на то, что это дорого, противоречит принципам развития компании, а данные пользователей социальной сети не являются «персональными данными». И теперь с 1 сентября, когда закон вступит в силу, американская социальная сеть в заложниках российских властей. Сейчас идет подготовка почвы: разного рода «политологи» и «аналитики» заявляют о политической ангажированности руководства Facebook, которое, дескать, действует в интересах внешних сил и потому не готово выполнять требования российского законодательства (заметим, даже если они дурацкие, абсурдные и технически маловыполнимые).
Скорее всего на Facebook в России в ближайшем будущем последует и более крупная административная атака с участием Роскомнадзора.
Как и в случае с «Википедией», подлинная цель государства пока, видимо, состоит не столько в запрете, сколько в «национализации» Facebook — превращения его в удобный инструмент для «реализации государственных интересов» и работы спецслужб. То есть, в частности, в отказе от протокола шифрования https.
Некоторая комичность ситуации состоит в том, что все цензоры и радетели за национальную безопасность в основном сами пользуются западными сервисами в интернете. Так что если запретить в России Facebook, «Википедию» и Google, то работа государства по выдумыванию новых запретов встанет: как помощники депутатов будут гуглить, что бы еще такого запретить? Но в целом смешного все же довольно мало. Бой между интернет-компаниями и цензорами обещает быть долгим и тяжелым.
Источник: Новая газета