На защиту Республики
Париж пережил самую страшную атаку со времен Второй мировой войны — Франция и мир скорбят.
Париж пережил самую страшную атаку со времен Второй мировой войны — Франция и мир скорбят. Наши российские расхождения с «западными ценностями» ушли на второй план. Французское горе, ставшее общим, высветило истинный масштаб российского спора с Западом — по историческим меркам этот спор ничтожен. Как и после сентября 2001 года, сегодня граждане России снова убеждаются — мы люди западной цивилизации. Вместе с другими европейскими странами Россия будет защищать свои ценности — республику, просвещение, светское государство, — от всех, кто посягнет на них.
Запад можно определить как политическое пространство, в котором люди разных взглядов живут в мире друг с другом. Где идеологические споры решаются в открытом споре в парламенте и медиа, но не при помощи бомб. Сейчас много говорят о том, что запрещенное в России «Исламское государство» — это в первую очередь идея всемирного халифата, которую нельзя уничтожить при помощи военной силы. Так вот свобода — это тоже идея, которую нельзя уничтожить взрывами в европейской столице. Свободные люди будут драться за нее яростнее, чем любые адепты «традиционных ценностей» — за свои фантазмы. Так уже неоднократно было в истории.
Весь мир смотрел видео, на котором футбольные болельщики, уходя со стадиона после теракта в Париже, пели национальный гимн — «Марсельезу». Что нужно этой орде рабов, предателей, королей-заговорщиков? Это нас они хотят отдать в рабство, как в древности. Вот так пели они. Старая революционная песня снова пригодилась французам, как и во времена нацистской оккупации и Сопротивления.
В ту же ночь загорелся лагерь беженцев из Сирии во французском Кале. Власти поспешили заявить, что причиной пожара было короткое замыкание, и с парижской трагедией он не связан. Популярность антиисламских настроений растет, но к чести французов они не спешат принимать «ответные меры» в отношении гражданских лиц того или иного вероисповедания.
Идея европейской войны против ислама, нового крестового похода, является абсурдной и чрезвычайно опасной. В Европе, в том числе в России, живут миллионы мусульман, которые не имеют никакого отношения к террористам. Задача, которая стоит сейчас перед Европой, заключается в том, чтобы интегрировать их в светские и демократические институты, разделив с ними идею свободы.
То есть способствовать своеобразной «реформации» ислама, но не пытаться изолировать мусульманское меньшинство или возложить на него коллективную ответственность. Это не очередное требование соблюдать права человека, но простой здравый смысл. Превратив всех последователей ислама в своих врагов, Европе придется отказаться от собственной ставки на свободу и тем самым уничтожить саму себя: она стала бы лишь спарринг-партнером «Исламского государства».
Самая страшная угроза для нас, европейцев, — это даже не новые террористические атаки, но риски, связанные с возможным приходом к власти в демократических государствах сил, которые сделают ставку на отказ от свободы во имя безопасности и порядка. Если свобода будет уничтожена, у нас уже не будет той идеи, которую мы сможем бросить в лицо фанатикам — мы станем одними из них.
У свободного мира есть проблемы. Европа не рай на земле, французские спецслужбы провалили свои задачи, мы почти не говорим о теракте в Бейруте, случившемся накануне, и унесшем 43 жизни, а иные неразумные граждане России даже видят в парижской трагедии расплату за карикатуры «Шарли Эбдо» в отношении российского А321 или очередной «провал мультикультурализма». Но несмотря на то, что мы не совершенны, наша цивилизация определенно не имеет ничего общего с теми, кто готов убивать или преследовать случайных людей ради доказательства своей правоты.
Источник: Новая газета