Перемога Трампа може опрокинути Євросоюз
Навіть в тому випадку, якщо політика обраного президента США виявиться цілком помірною і прагматичною, Трамп уже став тригером, що запустив ланцюгову реакцію.
Мовою оригіналу
Наблюдая раскол американского общества, каждый может убедиться, что либеральные идеи лежат в руинах. Консервативная реакция, изоляционизм, откат к «традиционным ценностям», напротив, становятся реальностью повсюду — от Индии до Турции, от России до Бразилии. Посреди «консервативной революции» пока держится европейский бастион, переживающий сейчас самый серьезный кризис со времен окончания холодной войны и объединения Германии. Избрание Трампа нарушает непрочный баланс сил в регионе.
Следующее испытание европейских ценностей назначено на 4 декабря. В Италии пройдет референдум по конституционной реформе, инициированной правительством демократов во главе с Маттео Ренци. Основной вопрос, вынесенный на референдум, связан с сокращением полномочий Сената и политической централизацией. Эти меры необходимы правительству, чтобы проводить экономическую политику, направленную на повышение конкурентоспособности страны в соответствии с требованиями Евросоюза. Сейчас Ренци работает с бывшими политконсультантами Обамы, надеясь достичь благоприятного исхода референдума. Если итальянцы скажут «нет» реформе, то демократы отправятся в отставку, Италия погрузится в политический хаос, а Европа столкнется с новым витком экономической нестабильности после «Брекзита».
За отказ от реформ в Италии активно выступают евроскептики. Референдум был запланирован в 2014 году, когда либеральные идеи казались нерушимыми. После миграционного кризиса, выхода Великобритании из ЕС и победы Трампа итальянцы могут ответить Ренци «нет». Еще год назад большинство итальянцев готовы были поддержать демократов, но, по данным на конец октября, 52% избирателей выбирают евроскептиков.
Итальянский кризис не будет последним: проблемы начнутся у опорных стран Евросоюза.
В апреле следующего года состоятся выборы во Франции, где после провального президентства Олланда политическая конкуренция развернется на правом фланге — между Республиканской партией, которую представляет бывший премьер-министр Ален Жюппе, и «Национальным фронтом» Марин Ле Пен. Хотя пока Жюппе опережает Ле Пен в рамках национальных опросов (34% и 28% соответственно), ситуация может быть переломлена, в том числе в результате популистской активности Трампа в США. Сама возможность победы Ле Пен, которая заявляла о готовности к выходу из Евросоюза, представляет собой неприемлемый уровень рисков для единой Европы. Успех Трампа уже назвали «историческим шансом» и евроскептики из правой «Альтернативы для Германии»: сейчас их рейтинг колеблется на уровне 14%, но они рассчитывают прибавить к августу, когда в стране состоятся парламентские выборы.
Возможно, самое странное последствие победы Трампа для мира связано с тем, что публичная поддержка радикально правых идей — антимигрантских или сексистских — больше не считается чем-то постыдным. Словно все, кто многие годы страдал под невыносимым гнетом политкорректности, сегодня получили лицензию на человеконенавистнические лозунги. Трамп спровоцировал крупнейший каминг-аут консерваторов в новейшей истории, и планету теперь определенно будет трясти.