Что будет, если Украина выполнит Минские соглашения
В Западной Европе и в Германии, в частности, существует твердое убеждение в том, что сейчас наиболее выигрышная тактика противодействия агрессивной политике Кремля – тянуть время и Россия к концу года, грубо говоря, «сдуется».
В Западной Европе и в Германии, в частности, существует твердое убеждение в том, что сейчас наиболее выигрышная тактика противодействия агрессивной политике Кремля – тянуть время и Россия к концу года, грубо говоря, "сдуется". Их позиция базируется на необходимости сделать все возможное, чтобы избежать обвинений Украины в невыполнении Минских соглашений, лишив Россию поводов для провокаций и активизации боевых действий на Донбассе.
При этом у меня есть ощущение, что Европа четко осознает бесперспективность Минских соглашений как инструмента урегулирования этого конфликта, но продолжает создавать видимость их безальтернативности в расчете на то, что ситуация как-то сама собой разрешится. Повторюсь – в расчете на то, что к концу года Россия лишится ресурсов для активных действий на нескольких фронтах, прежде всего в Сирии и в Украине.
Что касается заявления Штайнмайера (о проведении выборов на оккупированном Донбассе в первой половине 2016-го – Ред.), то это не пустая риторика, а очередное подтверждение того, что на Украину осуществляется мощное давление по выполнению своей части соглашений. Запад прекрасно понимает, что демократические выборы в таких условиях проводить невозможно, что боевики и Россия, в первую очередь, никогда не пойдут на то, чтобы там была полностью обеспечена безопасность для избирателей, доступ международных наблюдателей, присутствие украинских политических сил, соблюдение украинского законодательства. Они не настолько наивны и все прекрасно понимают. Но им кажется, что, если получится поставить эту "галочку", то удастся заставить Россию уйти из Донбасса на основании того, что Украина выполнила свою часть договоренностей. И вот в этой части расчетов я затрудняюсь дать точное определение – то ли это наивность, то ли готовность пойти на очередные жертвы за счет Украины ради достижения собственных краткосрочных целей.
Но я бы не хотел, чтобы мои слова воспринимались как попытка обвинения Запада и России во всех наших бедах. Европейские эксперты, политики, дипломаты, выслушав аргументы по поводу несостоятельности Минских соглашений, неоднократно задавали вопрос, на который я не могу ответить: "Зачем Украина это подписала?". Они считают, что если президент Порошенко взял на себя эти обязательства, то будьте любезны – выполняйте. И вот здесь, к сожалению, я боюсь, что нам нечем крыть.
Позиция европейских партнеров состоит в том, что, если вы не выполните свою часть Минских соглашений, значит, вина за их срыв поровну ляжет и на Украину, и на Россию.
При этом все понимают разницу в весомости и важности тех пунктов, которые касаются прекращения огня, вывода иностранных войск, отвода тяжелых вооружений, обмена пленных всех на всех, передачи контроля над границей, разоружения всех незаконных формирований. То есть, шаги, которые зависят от России, ни в какое сравнение не входят с тем, что должна сделать Украина (внести изменения в Конституцию и обеспечить проведения выборов). Все прекрасно понимают, что действительно важно, а что – лишь один из пунктов.
Не менее важным является вопрос: "А что будет, если Украина выполнит свои обязательства?"
Прежде всего, о позитиве. Теоретически – будет поставлен этот "пунктик" для европейцев – Украина все выполнила. Но будут и другие последствия. Это, как минимум, легализация "Плотницких-Захарченков" или тех, кто будет поставлен им на замену. Де-юре это будут представители украинской власти, де-факто – ставленники Москвы.
Следующим шагом станет превращение двух армейских корпусов, на вооружении которых стоит, по данным украинской разведки, 450 танков, 950 боевых бронированных машин, 370 артиллерийских систем, 200 реактивных систем залпового огня, в народную милицию так называемых "ДНР" и "ЛНР", которая станет, по факту, 40-тысячной силовой структурой, которая будет содержаться бюджетом Украины, но будет неподконтрольна Киеву. Заметьте, что эта "народная милиция" по количеству личного состава и вооружению больше армий многих европейских государств. Не исключено, что из тех же "народных милиционеров" будет создана "народная пограничная служба", которая возьмет под якобы украинский контроль границу.
Этим мы поможем России выполнить пункт соглашений по контролю границы с Украиной, которая будет контролироваться, как и сейчас: с одной стороной РФ, с другой – боевиками.
Следующий пункт этого сценария: от Украины абсолютно логично будут требовать отмены антитеррористической операции, поскольку конфликт – урегулирован. Это значит, что придется снять войска с линии разграничения и дать полную свободу передвижения боевикам и контрабанде. И все это, хоть как-то сейчас сдерживаемое, хлынет в остальную часть Украины.
И самое главное, что нужно понимать – Минские соглашения были написаны в Кремле. Вопрос, почему Украина под этими соглашениями подписалась, достаточно дискуссионный с точки зрения аргументов о том, что нужно было выиграть время, остановить агрессию и т.п. Но то, что текст этих соглашений в существующей редакции соответствует плану достижений целей Москвы в Украине – не подлежит сомнению.
Источник: Сегодня