Членство в ЕС и НАТО к 2040 году – не трагедия для Украины
На прошлой неделе медиапространство, особенно российское, взбудоражило заявление Президента Европейской Комиссии Жана-Клода Юнкера о том, что Украина вряд ли сможет стать членом НАТО и Европейского Союза в течении ближайших 25-30 лет.
На прошлой неделе медиапространство, особенно российское, взбудоражило заявление Президента Европейской Комиссии Жана-Клода Юнкера о том, что Украина вряд ли сможет стать членом НАТО и Европейского Союза в течении ближайших 25-30 лет.
Первое, на что следует обратить внимание, заявление осталось практически не замеченным в англоязычном медиа пространстве. Мои усилия по поиску оригинала в англоязычных СМИ заняли достаточно много времени. Данное заявление не было сенсацией для европейской прессы, как, впрочем, и для большинства украинских экспертов, которые занимаются этой темой. Зато, было подхвачено и растиражировано российскими СМИ и, как часто бывает, активно продублировано украинскими.
Теперь, о том, что сказал Юнкер по сути. Он дал свою оценку временных перспектив возможного вступления Украины в НАТО и ЕС, исходя из анализа внутренней ситуации в Украине, а также отношений Украины с ЕС и НАТО и общего внешнеполитического контекста как вокруг Украины, так и в более широком плане.
Не менее важно указать на то, кому адресовалось это заявление. Юнкер во время визита в Гаагу пытался убедить голландцев, которым предстоит высказать на референдуме свою точку зрения относительно ассоциации Украины с ЕС в том, что вступление Украины в ЕС – это не вопрос завтрашнего дня. Его ключевой месседж состоял в том, что нет никаких оснований для опасений относительно появления в Европейском Союзе страны, которая будет требовать финансовой помощи, станет дополнительной нагрузкой для Европы.
Поэтому, в данном конкретном эпизоде, Юнкер, на мой взгляд, не столько пытался высказать очередную порцию критики в сторону украинской власти, сколько выступал адвокатом Украины перед голландскими избирателями.
Что касается самой сути перспектив европейской и евроатлантической интеграции Украины, без привязки к заявлениям Юнкера, то можно сказать с большой долей определенности: ближайшие 3-5 лет Украина не сможет стать членом ни ЕС, ни НАТО. Это очевидный факт. Вряд ли можно настолько же уверенно прогнозировать то, что будет через 25-30 лет. Вместе с тем, даже если Юнкер окажется прав в долгосрочных прогнозах, то нет никакой трагедии в том, что Украина не обретет формального членства в этих организациях. Для подтверждения своих слов могу предложить примеры двух стран: Норвегии и Швеции.
Норвегия не является формальным членом ЕС. При этом Норвегия абсолютно интегрирована в экономическое и политическое пространство ЕС. Территория Норвегии входит в Шенгенскую зону, граждане Норвегии имеют практически все привилегии, которыми пользуются граждане Европейского Союза. Правительство же Норвегии может использовать большинство преимуществ, которые дает членство в ЕС, кроме права голоса при принятии решений внутри ЕС. Это, с одной стороны, может быть недостатком, но, с другой стороны, дает больше возможностей для защиты национальных интересов, поскольку решения Европейского Союза имеют рекомендательный характер для Норвегии.
Второй пример – Швеция, которая является членом ЕС, не является членом НАТО. Швеция, как и Украина, не может претендовать на гарантии коллективной безопасности согласно статье 5 Вашингтонского договора, согласно которой агрессии против одного из членов Альянса считается нападением на весь Альянс и подразумевает соответствующие коллективные действия. То есть, Швеция не имеет формальных гарантий, но, я уверен, что если бы Швеция оказалась в ситуации Украины, то реакция ЕС и НАТО была бы намного решительнее, чем в случае украино-российского конфликта.
Преимущество Швеции состоит в том, что страна давно и надежно зарекомендовала себя полноправным членом евроатлантического сообщества, в том числе и в сфере безопасности. Это дает все основания рассчитывать на проявление демократической солидарности как со стороны своих ближайших соседей, так и всех остальных членов ЕС и НАТО.
Не ставя под сомнение значение формальных гарантий, важно понимать, что существуют неформальные условия развития взаимоотношений между государствами и народами, которые в критический момент служат не менее надежными гарантиями, чем договоры и соглашения.
Источник: Сегодня