Ядерное несдерживание

Наводить порядок в городе должна только одна банда полисменов.

Наводить порядок в городе должна только одна банда полисменов. Две банды полисменов в городе – это гражданская война и уничтожение города.

Дэвид Морган. Как я навел порядок в городе.


Они садятся за длинный стол, эти двое, при вспышках телекамер. Подписывают бумагу, которую суетящиеся рядом помощники немедленно скрепляют печатью. Пожимают друг другу руки. Звучат аплодисменты, переходящие в оглушительную овацию, ибо им рукоплещет весь мир. Включая автора строк.

Мне очень нравится эта сцена и эти двое. Один темнокожий, другой бледнолицый. Оба в корректных костюмах, а то и в смокингах. Одного зовут, к примеру, Обамой, а другого, сами понимаете, Путиным. Они заключают договор, согласно которому обязуются ни при каких обстояльствах не использовать ядерное оружие в войне между Америкой и Россией. Война почти неизбежна, да, но историю прекращать нельзя.

Они спасают мир.

Увы, эти двое не имеют ни малейшего отношения к реальности. Их нет. Они существуют лишь в моем воображении.

И дело, вы догадались, не в том, что Обама с Путиным не могут где-нибудь сесть и подписать какой-нибудь договор. Соглашение, в рамках которого обе страны торжественно отказываются от применения ядерного оружия в том случае, если между ними разразится война. То есть подписать-то они могут. Не смогут выполнить.

Почему не смогут? Едва ли это нужно доказывать, но вот простейшее объяснение: в конвенциональной войне Россия обречена на поражение. Однако и в иные времена, в эпоху противостояния НАТО и Варшавского договора, когда отставание СССР от Запада в военной сфере было не столь заметно, подобный договор тоже не стоил бы, как говорится, бумаги, на которой подписывался. Хотя бы в силу тотального взаимного недоверия. Доверия с тех пор не прибавилось, но даже и не в этом дело.

Ядерная война – это пальба из пистолетов в темной комнате без окон, наглухо заколоченной. Скорее всего, начав пальбу одновременно, погибнут оба, но у тебя есть крохотные шансы выжить, если выстрелишь первым. Если сильно промедлишь или вообще не будешь стрелять, умрешь с гарантией.

Почему мне привиделись эти двое и зачем я о них пишу? Да многие сейчас высказываются на заданную тему или, наоборот, очень стараются ничего про войну не писать, не говорить и не думать. Во-первых, тема тупиковая, а во-вторых, ну что тут по совести скажешь, кроме отдельных слов или словосочетаний, запрещенных Роскомнадзором, хотя известных даже детям? Разве что узкие специалисты иногда что-то роняют насчет высокоточного оружия, но и они, не допущенные к самым сокровенным тайнам бытия, ничего вразумительного не могут сказать. Так что в итоге, если выпить с таким узким специалистом и разговориться с ним по душам, он сообщит, что не знает. Но опять-таки другими словами или даже целыми предложениями, запрещенными Роскомнадзором.

К чему я это все? Ну вот вчера турки в лице своего премьер-министра Давитоглу заявили, что будут сбивать любые самолеты, которые вторгаются в их воздушное пространство, и я склонен верить туркам. На днях они уничтожили неизвестно чей дрон, до боли похожий на российский «Орлан-10», но в Генштабе РФ от него открестились, и это означает, что генералам тоже пока хочется жить. Однако небеса над турецко-сирийской границей дырявы как решето, там летает Путин, мечтающий установить доверительные отношения с Обамой и правильные цены на нефть, а Турция – член НАТО, и в тот момент, когда турки сдержат слово, в мире сильно запахнет жареным петухом.

Впрочем, это лишь один из возможных вариантов апокалипсиса, тут не угадаешь. Ясно лишь, что с весны прошлого года ситуация ухудшается планомерно и в принципе непонятно, как преодолевать кризис. Никому.

Короче, я это все к тому, что буквально на наших глазах опровергается одна теория, придуманная и поддержанная разными умнейшими людьми. Разные умнейшие люди, включая академика Сахарова, полагали, что наличие ядерного оружия у сверхдержав является мощнейшим фактором, который ограждает человечество от самоуничтожения путем глобальной войны. Десятилетиями считалось, что они правы. Однако теория, как опять выяснилось, суха, а древо жизни в наши дни так зазеленело и такие плоды на нем выросли, что поневоле думаешь о последних временах. В общем, текущая практика ставит под сомнение миротворческую теорию взаимного устрашения.

Главная беда в том, что стоит одному из лидеров утратить связь с реальностью или даже имитировать эту тяжелую утрату, как цивилизация оказывается на пороге смерти. Если даже это игра с бесконечной суммой, замысел которой состоит в том, чтобы в последний момент усадить партнера за стол переговоров, то ведь очень легко заиграться. Не говоря уж об эффекте стрельбы в темной комнате. Наш любимый национальный лидер, допустим, блефует, но условные турки воспринимают все всерьез, американцы тем более. Они просто могут выстрелить первыми, не желая оценивать красоту игры, не дожидаясь приглашения на саммит и не углубляясь в медицинскую карту пациента.

Про радиоактивный пепел уже сказано по самой главной нашей программе, и давно сказано, и это только мы с вами, быть может, догадываемся о том, что сказано было только для нас, дабы мы укрепили ему рейтинг, нашему любимому. Потенциальный противник в таких тонкостях едва ли разберется. Он все воспринимает всерьез.

Получается, что ядерное сдерживание – это фикция, и безопасным является только такой мир, в котором тотальная война исключена в принципе. Мир без ядерного оружия, например. Или мир, в котором существует только одна свердержава, способная уничтожить человечество, но добровольно отказывающая себе в этом удовольствии, поскольку ей никто не угрожает. Зачем стрелять в темной комнате по несуществующему врагу? К тому же пуля может отскочить от стенки.

Собственно, это тоже теория, заметно оторванная пока от практики, но хочется надеяться, что не навсегда. И задаться вопросом: кому мы доверим эту функцию реального, а не существующего только в пропагандистских мифах мирового жандарма? Враг России скажет, что такой страной должна стать Америка. Патриот возразит, что и наша Родина под руководством мудрого правителя справится с этой задачей. С ними вступят в плодотворную дискуссию северные корейцы. Идеалист предложит передать все бомбы и ядерные ракеты на хранение генеральному секретарю ООН. Пацифист вновь огорчит Роскомнадзор разными непотребными словами и долго будет так говорить, не в силах остановиться. Я не знаю единственно верного ответа, но задачу эту надо решать. Пока жареный петух не разлепил сонные глазки и не расчехлил клюв.

Источник: Сноб.ру