Игра в подкидных убийц. Рамзан Кадыров взволнован
Арестованы подозреваемые в убийстве Бориса Немцова, жители Кавказа, говорит Бортников.
Арестованы подозреваемые в убийстве Бориса Немцова, жители Кавказа, говорит Бортников. «Я знал Заура как настоящего патриота России», – откликается Рамзан Кадыров, и этим оценочным суждением пост чеченского национального лидера далеко не исчерпывается. Глухо молчавший в последние дни, когда ФСБ задерживала его соотечественников, Рамзан Ахматович на сей раз высказывается подробно.
Заур Дадаев – «бесстрашный и мужественный» герой, награжденный орденом и медалями, гроза террористов. При этом Кадырову «непонятны истинные причины и мотивы увольнения Заура из рядов ВВ МВД России», что и вправду постичь нелегко. Из другого, ингушского источника, мы еще позавчера узнали, что патриот никуда не увольнялся и служил замкомандира полка чеченского батальона «Север». Что же касается другого подозреваемого, Беслана Шаванова, «погибшего накануне» в Грозном «при попытке задержания», то и он, по словам Рамзана, «был храбрым воином». И вот еще такой вопрос интересует руководителя ЧР. «Все, кто знает Заура, – пишет Кадыров, – утверждают, что он является глубоко верующим человеком, а также, что он, как и все мусульмане, был потрясен действиями Шарли и комментариями в поддержку печатания карикатур». А разве «исламский след» не выдвигался прославленным Маркиным в качестве одной из версий при расследовании убийства? И что это означает применительно к героям борьбы с террором?
Обычно арест подозреваемых проливает свет на преступление, но здесь явно не тот случай. Читая свежие новости, посвященные теракту на Большом Москворецком мосту, запутываешься окончательно. Кого, собственно, поймали – героев или злодеев? Отважных бойцов за суверенную демократию, наемных киллеров, позорящих, по словам Путина, Россию, дерзких бандитов или вовсе невиновных, назначенных убийцами?
Ясно лишь, что противоборствуют между собой две силы. Два административных ресурса – собирательная Лубянка и Рамзан Кадыров. И в этом состязании, которое является продолжением чеченской войны другими средствами, шансы сторон примерно равны. А над ними горным орлом парит гарант Конституции, и размах крыл его столь широк, что покрывает их всех – и собирательную Лубянку, и несомненного Рамзана.
Мы ведь уже наблюдали в судах нечто подобное – при всем разнообразии прежних, с уклоном в политику криминальных сюжетов. Погибшие Анна Политковская и Юрий Буданов – оба они считались личными врагами Кадырова, в обоих процессах на скамье подсудимых сидели его земляки, судебные прения поражали своим драматизмом, в обоих случаях заказчики убийств так и не были названы.
Впрочем, имеются и несомненные отличия. Про Политковскую и про Буданова, не видя особой разницы между ними, Рамзан Ахматович высказывался лично – и до, и после убийств, и с той ненавистью, которая обличает истинные чувства. Про Бориса Немцова он ничего конкретного не говорил, разве что вскользь поминая его среди врагов Путина и прочих «шайтанов». А после убийства оппозиционера склонялся к мысли, что преступление «организовали спецслужбы Запада, стремящиеся любыми путями вызвать внутренний конфликт в России». Хотя допускал, что и без бандеровцев не обошлось. И вот такая неожиданность: возможными пособниками Обамы и Порошенко оказались герои и патриоты. Сенсация, можно сказать, и Кадыров не скрывает, что потрясен и намерен если не полностью оправдывать, то вступаться за подозреваемых.
Загадка.
Впрочем, ежели с открытым сердцем посмотреть это нашумевшее видео, где среди солдат «боевой пехоты Путина» почти наверняка находились будущие фигуранты дела об убийстве, то ситуация несколько проясняется. Можно предположить, что пехота приступила к боевым действиям, но собирательную Лубянку об этом заранее не проинформировали, и при помощи случайных прохожих, которые случайно пасли возле Кремля известного оппозиционера, убийство раскрыли в считанные дни. Однако Кадыров, как всегда, неуязвим для силовиков, и вот он комментирует ход расследования. Заодно подсказывая соотечественникам, как им следует вести себя во время суда. Обиделись, мол, на французских журналистов и на Немцова, который выступил в их защиту, ну и не сдержались. Вспыльчивые очень, что свойственно героям. Оскорбление чувств верующих, смягчающее обстоятельство, и грамотные адвокаты наверняка будут об этом говорить.
Но это лишь одна из версий. Ибо спектакль, который разыгрывается на наших глазах, подразумевает множество сюжетных ходов, истинных героев и полуанонимных, а также настолько знаменитых авторов, что они предпочли скрыться за спиной не на шутку разволновавшегося Рамзана и тех, кого протащили по коридорам Басманного суда. Сюжет непонятен. Однако скорбный жизненный опыт, что ли, но скорее чувство, которое тоже можно назвать оскорбленным, подсказывает, что главный герой в этом сюжете все-таки не Заур Дадаев, не Рамзан Кадыров и даже не Владимир Путин.
Главным героем был и остается Борис Немцов, убитый подонками по заказу подонков, но что нам делать с этим тайным знанием, пока неясно. Важно только не скрывать его от самих себя, остолбеневших при чтении свежих новостей, и от публики, которой, по давней традиции, в качестве убийц предъявили чеченцев. Пьеса только начинается, и пистолет валяется на сцене, хотя выстрелы уже прозвучали.