Торговый блицкриг России: украинское сало в европейском шоколаде
Торговый блицкриг России против Украины только подтолкнул Брюссель и Киев к Соглашению об ассоциации
В Брюсселе и европейских столицах отнеслись к Украине как к жертве великодержавного шантажа, а жертву принято жалеть. Притихли голоса политиков, которые считают, что Украина не готова ассоциироваться с Европой, не выполнила всех политических и экономических условий. Воодушевились те, кто хочет, пускай и в отдаленной перспективе, видеть Украину членом ЕС.
Масла в огонь подлил Сергей Глазьев, побивший рекорды цитирования в европейской прессе: он признал, что недельная таможенная война призвана была продемонстрировать Украине «самоубийственность» ее курса на интеграцию с ЕС.
Официальный Брюссель, который обычно старается лавировать между неодинаковыми позициями 28 стран союза и отстраненно наблюдать за спорами России с постсоветскими партнерами, на этот раз реагировал достаточно жестко. Представитель Европейской комиссии Джон Клэнси заявил 20 августа, что «любая экономическая угроза со стороны России, направленная против Украины и связанная с возможным подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС, неприемлема».
Европейская комиссия (как и подобает официальной структуре) не стала комментировать сообщения прессы о том, что у России якобы есть стратегия по втягиванию Украины в Таможенный союз. Попавший в руки журналистов документ называется «О пакете мер, направленных на вовлечение Украины в Евразийский интеграционный процесс. Объективная необходимость и субъективные факторы». В нем говорится, что прокремлевские организации на Украине должны добиться вступления страны в ТС в 2015 году.
«Я не думаю, что нам надо комментировать российский внутренний документ. Мы будем вести диалог по торговым вопросам, как обычно», — сказал Клэнси, отвечая на вопросы журналистов.
Правительство Германии, которая осторожно и с недоверием смотрит на перспективу европейской интеграции Украины, также отреагировало. Его представитель отметил, что Берлин поддерживает дальнейшее сближение Украины с ЕС и надеется на подписание Соглашения об ассоциации в ноябре. Разумеется, если Украина выполнит условия, поставленные Европейским союзом.
По идее, подписание соглашения на саммите в Вильнюсе не гарантировано. Условия, поставленные Киеву, включают приведение судебной системы в соответствие с европейскими стандартами, в том числе прекращение уголовного преследования политических оппонентов. На практике — это освобождение Юлии Тимошенко. Европейцы не считают, что Украина хорошо выполняет и другие условия. Это ускорение реформ экономики и государственных институтов, искоренение коррупции, верховенство права, свобода СМИ. Виктора Януковича обвиняют в том, что с его приходом к власти страна пошла вспять, отдаляется от ЕС и сворачивает демократические достижения предыдущих лет.
Весной были серьезные сомнения в том, что Соглашение об ассоциации может быть подписано в ноябре. Ожидалось, что Брюссель констатирует отход Януковича от демократического курса и перенесет подписание на неопределенный срок. Это лет на пять или десять отбросило бы назад процесс европейской интеграции Украины, оставило бы ее в «серой зоне», из которой она могла бы повернуться к России.
Сегодня мало сомнений, что соглашение между ЕС и Украиной будет подписано по плану. Торговая война склонила чашу весов.
Самый жесткий критик Януковича в Европарламенте, председатель международного комитета, христианский демократ из Германии Элмар Брок заявил, что «ЕС как заинтересованная сторона должен действовать в защиту Украины».
«Это не торговый спор, а очень серьезный политический конфликт с геополитической подноготной», — считает представитель крупнейшей фракции Европарламента.
В среду международный комитет провел первые в новом сезоне слушания, и наряду с Египтом и Сирией в их повестке дня была таможенная война России против Украины. В них участвовали два лидера украинской оппозиции (Яценюк и Кличко), а также представитель официального Киева — посол Украины при ЕС. По данной теме между ними не было существенных разногласий.
Депутаты считают совершенно очевидным стремление России помешать сближению Украины с ЕС. Соглашение об ассоциации, по их мнению, усилит позиции Украины перед давлением Москвы. Элмар Брок сообщил журналистам, что по итогам слушаний к ближайшей пленарной сессии Европарламента, возможно, будет подготовлена резолюция в поддержку Украины и с осуждением России, а руководителям Совета ЕС и Еврокомиссии, как и главам государств и правительств стран ЕС, будет рекомендовано поднять вопрос на предстоящем заседании «двадцатки» в Санкт-Петербурге.
Экспорт в Россию составляет четверть общей стоимости экспорта Украины. А экспорт в страны ЕС — более трети. Украина пользуется льготными тарифами для ввоза в ЕС ряда товаров, например, продукции машиностроения. Зона свободной торговли откроет путь на рынок ЕС, позволит включить Украину в европейскую экономическую систему, а Соглашение об ассоциации поможет ей европеизироваться политически. Судя по всему, Янукович выбор сделал...
Все это вписывается в логику последних 10–15 лет, логику формирования нового политико-экономического водораздела в Европе.
В 90-е годы на руинах Советского Союза было очевидно стремление к европейским ценностям, успешной европейской модели развития. Постсоветские страны заключают с ЕС типовые соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в которых декларируют эти ценности: рыночную экономику, демократию, верховенство права, независимость судов, уважение прав человека, свободу и плюрализм средств массовой информации... Дальше деклараций дело идет туго.
Потом начинается прием в ЕС стран Центральной и Восточной Европы на основе «копенгагенских критериев» — тех же европейских ценностей. В 2003 году, накануне «биг-банга» ЕС, когда в него вступили без малого все европейские члены бывшего соцлагеря, в том числе республики Прибалтики, Евросоюз делает новое предложение соседям, которых он в обозримой перспективе не собирается принимать в свои ряды. Им предлагается Европейская политика соседства (ЕПС), всестороннее сближение с ЕС на основе тех же ценностей. Россия не хочет участвовать в ЕПС и обосновывает отказ своими исключительными размерами и особой ролью в мировой политике. Она не может стоять в одном ряду с Арменией и Тунисом. Резонно. ЕС и Россия договариваются о сближении на основе «четырех общих пространств». Переговоры по каждому из них выявляют разные взгляды на общие ценности...
В 2009 году, по инициативе Польши и Швеции, рождается идея выделить из широкого круга европейского соседства постсоветские страны, дав им более ясные перспективы сближения с ЕС. В Восточное партнерство приглашены Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина. Россия к тому времени уже «встала с колен» и согласилась участвовать только в отдельных проектах Восточного партнерства. А странам «шестерки» было предложено подписать соглашения об ассоциации и углубленной всеобъемлющей зоне свободной торговли. Чтобы заслужить это, они должны выполнить программу реформ, которая приближает их к нормам ЕС.
Тем временем между ЕС и Россией начались переговоры о новом базовом соглашении, которое стало бы правовой основой отношений вместо устаревшего соглашения 1994 года. Того самого, подписанного на волне европейских иллюзий. Переговоры сначала затянулись в ожидании вступления России в ВТО, потом вовсе замерли. Из-за разного толкования ценностей и начала выполнения Россией собственного интеграционного проекта — евразийского. Как подтвердилось на последней встрече Медведева с украинским премьером Азаровым, два этих проекта уже несовместимы. В них разные не только ценности, но и технические нормы, стандарты и процедуры. Украине дано выбирать между Европой и Россией. Та же логика событий подсказывает выбор, независимо от того, кто в Киеве у власти — Ющенко или Янукович, и где сидит Тимошенко — в кресле премьера или в тюрьме.