Западные санкции против России: хвост отрубается по частям
Принятое в Брюсселе решение предусматривает шесть качественно новых санкций в отношении России
Европейский союз словно дразнит Москву, каждый раз откладывая введение обещанных и с тревогой ожидаемых российской элитой «секторальных» экономических санкций украинского кризиса. И каждый раз придумывая новые малые санкционные шаги. Можно сравнить с отрубанием хвоста по частям.
На саммите ЕС в Брюсселе в среду вечером лидеры стран ЕС не стали вводить в действие «третьей фазы» принятого в марте трехступенчатого плана санкций против России, но объявили о мерах, по сути своей блокирующих международное финансирование проектов в России и особенно в Крыму.
Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей сообщил на пресс-конференции по итогам саммита о шести новых мерах, согласованных главами стран ЕС.
На июньском саммите ЕС, напомнил он, европейцы потребовали от России сделать четыре шага по пути к урегулированию кризиса на Украине. Сегодня они с сожалением отметили, что эти требования не выполнены.
Поток оружия и живой силы через границу не прекратился, насилие продолжается, существенных мирных переговоров не ведется. По мнению ЕС, российская сторона недостаточно использует свое влияние на сепаратистов для деэскалации ситуации в Восточной Украине.
На прошлой неделе Совет ЕС расширил санкционный список, включив в него еще 11 человек, восточноукраинских сепаратистов. А принятое в среду решение предусматривает шесть качественно новых санкций.
Во-первых, ЕС расширяет ограничительные меры не только в отношении причастных к украинскому кризису физических лиц, как это было до сих пор, но и в отношении организаций и компаний. Тех, которые «материально или финансово поддерживали действия, подрывающие и угрожающие подорвать суверенитет, территориальную целостность и независимость Украины».
В качестве дополнительной меры Совету ЕС поручено рассмотреть меры «против физических лиц и организаций, которые активно оказывали материальную и финансовую поддержку принимающим решения российским должностным лицам, ответственным за аннексию Крыма или дестабилизацию Восточной Украины».
Под эти формулировки можно подвести любого лояльного Кремлю российского олигарха.
Во-вторых, решено остановить поступление денег европейских налогоплательщиков в Россию. Европейскому инвестиционному банку предложено прекратить финансовые операции по проектам государственного сектора в России.
В-третьих, страны ЕС будут с той же целью координировать позиции в Европейском банке реконструкции и развития. Этот банк не контролируется исключительно Евросоюзом, но мнение Брюсселя там очень весомо.
В-четвертых, Еврокомиссия пересмотрит двусторонние программы сотрудничества между ЕС и Россией и для каждого отдельного случая примет решения о приостановке. Сохраняются только проекты, касающиеся исключительно гражданского общества и приграничного сотрудничества. То есть на уровне жителей приграничных регионов, а также нелюбимых властью НКО.
Пятая мера касается конкретно Крыма. Из-за его незаконной аннексии Россией ЕС ограничивает инвестиции в Крыму и Севастополе.
В-шестых, ЕС ожидает, что международные финансовые институты (МВФ, Всемирный банк) воздержатся от финансирования проектов, «которые прямо или косвенно означают признание этой незаконной аннексии».
Можно сколько угодно говорить о нежелании правительств стран ЕС наказывать санкциями Россию и самих себя. Оно небезгранично.
Во вторник в Европарламенте состоялась дискуссия перед голосованием в четверг резолюции по Украине. Явно симпатизирующей Киеву и осуждающей Москву.
В страсбургском амфитеатре появилось много новых лиц, пришедших после майских выборов. Партии большинства, политического мейнстрима (христианские демократы, социалисты, либералы, «зеленые») однозначно симпатизировали Киеву и осуждали укранскую политику Москвы.
Но в новом составе ассамблеи ЕС у России прибавилось союзников. Это крайне левые и ультраправые популистские партии. В прениях по проекту резолюции российскую политику в отношении Украины поддержали лидер британской популистской партии ЮКИП Найджел Фарадж и его однопартиец Майк Хукин, соратник Марин Ле Пен из Национального фронта Франции депутат Эдуард Ферран, представитель ультраправой Австрийской партии свободы Харальд Вилимский, коммунист из Чехии Иржи Машталка, депутат от партии русскоязычного меньшинства Латвии Татьяна Жданок...
Тем не менее резолюция принята в том виде, в котором ее предложило парламентское большинство, которое отражает господствующее мнение граждан ЕС.