Льеж ответил Поклонной горе
Лидеры европейских стран, которые собрались в понедельник в Льеже вспомнить о жертвах и уроках Первой мировой войны, не обошли молчанием украинский кризис, указав пальцем на Россию.
Лидеры европейских стран, которые собрались в понедельник в Льеже вспомнить о жертвах и уроках Первой мировой войны, не обошли молчанием украинский кризис, указав пальцем на Россию. Кто прямо, кто не называя ее по имени ввиду суровой торжественности момента. Европа отмечала дату Великой войны отдельно от России, и в речах можно было расслышать нотки ответа на выступление Владимира Путина на Поклонной горе.
В Льеж были приглашены делегации из 83 стран, так или иначе вовлеченных в мировую мясорубку начала прошлого века. Полтора десятка были представлены президентами или монархами, большинство, включая Россию, дипломатами.
В связи с наплывом высокопоставленных персон район мемориала Куэнт, где были обустроены трибуны, превратился в осажденную крепость, которую охраняли 650 полицейских, снайперы на крышах и два вертолета в небе. Горожанам пришлось довольствоваться картинкой трансляции на больших телеэкранах на площадях и набережных Мааса. А тем, кто живет рядом с мемориалом, настоятельно рекомендовано не выходить из дома и закрыть окна. Мэр Льежа Вилли Демейер накануне на брифинге, извиняясь, сказал, что город не помнит таких мер безопасности, но о них попросили некоторые делегации.
Льеж был выбран для этого события, потому что в нескольких километрах отсюда, в пограничном городке Визе утром 4 августа 1914 года погибли первые жертвы вероломного нападения Германии на нейтральную Бельгию: жандармы Буко и Тилль, рядовые Паулюс и Ван Гастель. Гарнизоны двенадцати фортов, окружавших Льеж, сопротивлялись до 16 августа, пока немцы ни применили там впервые свои знаменитые «Большие Берты», пушки калибром 420 мм. Но несколько дней дали возможность французам и англичанам перегруппировать силы, и союзники высоко оценили помощь «маленького героического королевства».
«Мирная Европа, объединенная Европа, демократическая Европа – наши деды мечтали о ней. Мы в ней живем. Давайте ее беречь и улучшать», - торжественно произнес, обращаясь к гостям, король бельгийцев Филипп. «Без уважения к другому и толерантности не может быть мира», - вторил ему премьер-министр Элио ди Рупо.
«Мы не можем быть просто хранителями мира, хранителями памяти... Мы несем также и ответственность», - включился глава французского государства Франсуа Олланд, перечислив в своей речи очаги войны в Европе и рядом с ней: Украину, Сирию, Ирак, Газу... Самыми серьезными угрозами он назвал возрождение национальных эгоизмов, сепаратизм и ксенофобию.
«События на Украине напоминают нам, что нестабильность расползается по нашему континенту», - предостерег принц Уильям, представлявший Великобританию и Содружество наций.
Президент Германии Йоахим Гаук не стал извиняться за свою страну, но торжественно призвал извлечь из прошлого горькие и ужасные уроки. «Сегодня в Европе право сильного уступило место силе права», - отметил он.
Маленькое кладбище Сен-Сэнфорьен, где по стечению обстоятельств похоронены первый британский солдат, погибший в «Великой войне» в августе 1914 года, и последний, павший в день ее окончания 11 ноября 1918 года, находится под Монсом, рядом со штабом верховного главного командования силами НАТО в Европе. После посещения могил Дэвид Кэмерон вместе с генсеком НАТО Расмуссеном заглянул в гости к верховному главнокомандующему генералу Филипу Бридлаву. Там главной темой была реакция НАТО на украинский кризис. Британский премьер, выйдя к журналистам, сказал, что в связи с Украиной предстоящий 4 сентября в Уэльсе саммит НАТО станет поворотным моментом в истории НАТО. Он поддержал планы военных разместить первую в Восточной Европе крупную штабную и логистическую структуру НАТО в польском Щецине.
«На саммите мы должны договороиться о том, как обеспечить внушительное присутствие НАТО в Восточной Европе. Я поддерживаю план генерала Бридлава усилить штаб в Польше, создать там запасы оборудования, наладить снабжение и составить график военных учений, чтобы ясно показать, что мы не напуганы агрессивным поведением России», - заявил он.