Никто не хотел уступать
Меркель и Олланд прилетят в Астану только в том случае, если Россия гарантирует прорыв по Украине
Международные попытки урегулировать украинский кризис продолжаются, и с ними связаны надежды на ослабление экономических санкций против России. Тем более что нотки нетерпения по поводу санкций прозвучали в заявлениях президента Франции, главы дипломатического ведомства Евросоюза и некоторых членов правительства Германии. Кремлевские СМИ увидели в них признаки капитуляции Запада перед стойкостью Москвы.
В пятницу министры иностранных дел Германии, Франции, России и Украины не встретились в Берлине, как планировали ранее, но долго говорили по телефону и к вечеру решили все же провести встречу. Она состоится в понедельник в том же Берлине и будет посвящена подготовке к специальному саммиту «четверки» 15 января в Астане. Туда Петр Порошенко по договоренности с Нурсултаном Назарбаевым пригласил Ангелу Меркель, Франсуа Олланда и Владимира Путина.
На момент сдачи номера перспектива саммита в Астане оставалась неясной. Меркель и Олланд сказали, что полетят в Казахстан только в том случае, если увидят реальный шанс на прорыв. А пока его не видно.
Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер почти повторил мысль героя Джека Николсона из фильма «Пролетая над гнездом кукушки»: «До полной реализации минских договоренностей остается еще долгий и извилистый путь. В понедельник мы попытаемся снять преграды на нем. Мы были бы не правы, если бы не попытались».
Германский МИД в своем заявлении отметил, что до ощутимого прогресса далеко и трудно себе представить переход к новым этапам выполнения минских договоренностей надежного соглашения о линии прекращения огня, без отвода тяжелой военной техники, беспрепятственного доступа гуманитарной помощи.
По данным министерства обороны Украины, на которые полагаются европейцы, пока около 7500 российских военных находятся в Донбассе. Киев, Брюссель, Париж и Берлин ждут их вывода. Так же, как и контроля Украины над содержимым гуманитарных конвоев, следующих из России в «народные республики».
Украинский министр иностранных дел Павел Климкин еще менее высокого мнения о результатах пятничного селекторного совещания, чем его германский коллега. «Только что повесил трубку. Единственный «прогресс» — это договоренность встретиться в Берлине», — написал он в твиттере.
Что касается санкций, то Евросоюз и его члены действительно хотели бы отменить их как можно скорее, потому что они вредят и экономике ЕС. В Брюсселе и других европейских столицах продолжают вполне резонно повторять: цель санкций — не уничтожение России, как это представляют прокремлевские пропагандисты. Санкции введены в ответ на конкретные причины и могут быть сняты, когда этих причин не будет. Тут не экономика, а политика. От Москвы требуют пойти на попятную. В этом едины лидеры ведущих стран ЕС, в том числе и те, кто публично называет санкции злом, включая Олланда.
Меркель, принимая в четверг в Берлине премьер-министра Украины Арсения Яценюка, подтвердила, что все 12 пунктов Минского протокола должны быть выполнены, прежде чем ЕС рассмотрит вопрос об ослаблении санкций. Она также сказала, что санкции, связанные с Крымом, не будут сняты до тех пор, пока Россия не пересмотрит решение об его аннексии. На что, как призналась Меркель, мало надежд.
Требуя уступок от Москвы, ЕС предъявляет Украине единственное требование: продержаться, перетерпеть тяготы и не свернуть с пути экономических и политических реформ. Чтобы страна, сломав советскую модель, смогла сама зарабатывать на жизнь. Меркель после встречи с Яценюком сказала, что он представил ей убедительный план реформирования экономики и политической системы Украины.
Наступивший год обещает быть для Украины гораздо более тяжелым, чем для России, тоже погружающейся в экономический кризис, не в последнюю очередь из-за изоляции и санкций. Но Киев может рассчитывать на новую помощь Брюсселя в размере 1,8 миллиарда евро. Не считая поддержки отдельных западных стран и МВФ, чья миссия прибыла в Киев оценить условия для очередного транша помощи.