Заграница, конечно, поможет, но...
Украине выпал исторический шанс стать Европой, но нужны сильная политическая воля элиты и самоотверженность народа, чтобы воспользоваться им. Европа способна сыграть роль скорее бебиситтера, чем кормящей матери
Политологи, политики и экономисты, которые в среду в Фонде Бертельсмана в Брюсселе обсуждали доклад «Как помочь реформам и экономическому росту Украины», согласились, что единственный путь к лучшему будущему лежит через радикальные и болезненные перемены.
Обращались к примеру Польши. В 1991 году, когда развалились Советский Союз и соцлагерь, ВВП на душу населения в Польше и на Украине был примерно одинаков. Сегодня польский втрое больше украинского. Перемены, начатые 20 назад в Польше потребовали твердой политической воли, жесткого выбора и единства политических партий, правительства и парламента, широкой народной поддержки. Поляки готовы были жертвовать и терпеть. Польша переболела и выстояла.
Украина выбрала тогда спокойный и вроде бы безболезненный путь консервации квази-советской системы. Получилось то, что имеем.
Европейский комиссар Йоханнес Хан, который в исполнительной коллегии ЕС отвечает за отношения с соседними странами и переговоры о расширении союза, выступая в дискуссии, обещал, что ЕС постарается помочь Украине измениться, но главная работа – за самими украинцами.
ЕС рассчитывает, что настроенное на реформы киевское правительство и большинство в Раде воспользуются моментом, проявят смелость и лидерство, преодолеют сопротивление общества болезненным, но необходимым реформам.
ЕС провел беспрецедентную мобилизацию средств в поддержку Украины, задействовал почти все имеющиеся в распоряжении Брюсселя легальные инструменты, сообщил еврокомиссар Хан.
За период после Майдана Брюссель (не считая отдельных стран союза) предоставил Киеву около 6 миллиардов евро в виде макроэкономической поддержки, грантов и гарантий в международных финансовых институтах. Большая часть финансирования увязана с обязательствами проведения реформ.
Разница между помощью Москвы и помощью ЕС в том, что первая предлагает большие деньги за лояльность, а второй дает значительно меньшие за выполнение норм и правил. Брюссель не может вот так сразу вытащить из кармана миллиарды и отдать кому считает нужным. У авторитарных режимов есть свои преимущества.
ЕС и Украина согласовали десять приоритетных направлений реформ, на которые пойдет нероскошное и строго регламентированное европейское финансирование. Это реформы конституции и избирательного законодательства, борьба против коррупции, судебная реформа, реформа государственного управления, уменьшение государственного вмешательства в экономику, реформа системы госзаказа, налоговая реформа, аудит, реформа энергетической отрасли.
Энергетическая эффективность – не только ключ к экономическому успеху Украины, но и к ее безопасности. Недавно в Брюсселе Джордж Сорос, выступая на такой же дискуссии, раскрыл глаза именитым участникам: «Вы мне не поверите, но они там,в Украине, регулируют тепло в квартирах с помощью... форточки».
Если Украина добьется такого же уровня энергоэффективности, как в среднем по ЕС, то сможет экономить 34 миллиарда кубометров газа в год – больше, чем потребляет Испания. И тогда сможет отказаться от импорта газа.
ЕС направил в Киев целевые группы экспертов, чтобы помочь украинцам разработать новые законодательные нормы, наладить борьбу с коррупцией, реформировать энергетический сектор, поддержать развитие малого и среднего бизнеса.
«Лакмусовой бумажкой» в борьбе против коррупции будут государственный заказ и приватизация госпредприятий. Это вопрос смены социально-экономической системы. Открытость и прозрачность доступа к госзаказу – принцип рыночной экономики. Коррупцию рождает закрытость сделок между бизнесом и государством. Важной задачей будет изменить баланс в украинской экономике: от нынешней зависимости от кучки олигархов к преобладанию малого и среднего бизнеса.
Соглашение о зоне свободной торговли между ЕС и Украиной (из-за отказа от которого и произошел Майдан) не навязывает Киеву ложного выбора. Те, кто говорит о таком выборе, скорее всего, преследуют свои отдельные цели, заметил европейский комиссар.
Он согласен с экспертами Фонда Бертельсманна, которые не видят принципиальной несовместимости между льготным режимом торговли Украины с Россией и соглашением об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.
Евросоюз не стремится иметь эксклюзивные экономические отношения с Украиной. Он – за рынки, открытые для конкуренции по согласованным правилам, заверяет Брюссель.
Приближение к стандартам ЕС не может быть препятствием для торговли Украины с Россией, потому что сам ЕС является крупнейшим торговым партнером России.
Еврокомиссар Хан убежден, что любую обоснованную озабоченность России в связи с соглашением между ЕС и Украиной можно снять в гибких рамках соглашения в его нынешнем виде. Но не может быть и речи о прелагаемом Москвой пересмотре соглашения, которое уже ратифицировали многие члены ЕС.
«Евромайдан» победил, отстояв европейскую ориентацию Украины. Теперь, как любая революция, он должен защитить и развить плоды победы. Заграница, конечно, поможет. Но надежда только на самих себя.