На кого упадет тень «Боинга»?
Почему черновик доклада о сбитом лайнере вызвал столь острую реакцию Москвы
История с крушением малайзийского «Боинга», выполнявшего 17 июля прошлого года над Донбассом злополучный рейс MH17, вновь стала горячей темой международных новостей. Поводом стали первые комментарии к черновику заключительного доклада о расследовании и требование Малайзии создать специальный международный трибунал для суда над виновниками гибели 298 человек.
Совет по безопасности Нидерландов (DSB), который занимается расследованием катастрофы, распространил во вторник краткий отчет о ходе работы. В нем сообщается, что заключительный доклад о результатах будет опубликован в первой половине октября. Причем уже есть черновой вариант, и его еще 2 июня передали аккредитованным представителям стран, чьи специалисты участвуют в расследовании. Это Малайзия, Украина, США, Российская Федерация, Великобритания, Австралия и Нидерланды. Эксперты этих стран должны за 60 дней его изучить и прислать свои мнения и дополнения.
Первой изучила и прокомментировала голландский черновик Москва, которая его раскритиковала, заявив, что в нем «больше вопросов, чем ответов». Российское видение событий существенно отличается от того, что представлено в документе. Надо ожидать значительных поправок, дополнений и опровержений с российской стороны до оформления и публикации заключительного доклада.
О том, что стороны еще месяц назад получили черновик доклада, может быть, мы бы еще долго не узнали, если бы не бюрократическая обязанность расследователей регулярно отчитываться о ходе работы перед ИКАО. Это и заставило DSB во вторник выступить с коротким коммюнике о том, что обязательства выполнены. Как объяснила «Новой» представитель DSB Сара Верной, статья 6.6, пункт 13 регламента ИКАО требует такой промежуточной отчетности.
Черновик до согласования и публикации доклада остается конфиденциальным документом. Мы можем только догадываться, почему он вызвал столь острую реакцию Москвы при молчании остальных адресатов.
Сара Верной напомнила, что Совет по безопасности Нидерландов проводит расследование по просьбе Украины, над территорией которой произошла трагедия. Следует также напомнить, что большинство пассажиров погибшего лайнера были гражданами Нидерландов.
DSB работает не над одним, а над тремя докладами, относящимися к крушению «Боинга». Помимо международного расследования причин крушения расследуется процесс принятия решения при определении безопасного маршрута полета (наверное, есть о чем задуматься украинским властям и малайзийской авиакомпании). Третий доклад касается полноты информации о пассажирах.
2 июня аккредитованным представителям сторон были переданы черновые варианты докладов о причинах катастрофы и определении безопасного маршрута. Через два месяца в Гааге рассчитывают получить мнения и предложения поправок от всех шести адресатов, чтобы учесть их в заключительном докладе.
Следующей новостью, вернувшей внимание к расследованию гибели MH17, стала инициатива Малайзии создать специальный международный трибунал. В четверг постпред Малайзии в ООН Рамлан бин Ибрахим сообщил, что уже на этой неделе разошлет проект соответствующей резолюции и статута будущего трибунала членам Совета Безопасности ООН. Надеется, что резолюция будет принята до конца июля. К инициативе уже присоединились Австралия, Бельгия, Нидерланды и Украина.
Но на пути проекта может встать вето России. В Москве с настороженностью восприняли это предложение Малайзии. Заместитель министра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов, которого цитирует ТАСС, назвал подобные планы «несвоевременными и контрпродуктивными».
«Сейчас необходимо дождаться окончания расследования, а не принимать каких-то скоропалительных резолюций о создании трибунала. Эта тема очень чувствительная и серьезная, поэтому она требует тщательной проработки и доведения до конца расследования ситуации с катастрофой малайзийского «Боинга», — подчеркнул замминистра.
Источник: Новая газета