Европа будет критически взаимодействовать с Лукашенко
Европейский союз перевернул в понедельник страницу в своих отношениях с Белоруссией.
Европейский союз перевернул в понедельник страницу в своих отношениях с Белоруссией. С оговорками, но достаточно решительно ЕС переходит от политики изоляции режима Александра Лукашенко к политике «критического взаимодействия» с ним. Совет министров иностранных дел ЕС снял с Белоруссии большинство санкций, введенных за нарушения прав человека и репрессии против оппозиции.
Сняты ограничительные меры против 170 физических и 3 юридических лиц, в том числе самого президента Лукашенко. Размораживаются их активы в ЕС (если таковые были найдены и заморожены), а сами они теперь стали въездными в Европу.
Под санкциями остались лишь четыре чиновника, которые, по мнению ЕС, причастны к исчезновению деятелей белорусской оппозиции в 1999-2000 годах. Это Владимир Наумов (бывший министр внутренних дел), Виктор Шейман (бывший глава администрации президента), Юрий Сиваков (в период исчезновения политиков занимал должность главы МВД) и Дмитрий Павличенко (командир бригады спецназа внутренних войск МВД). Продолжает действовать эмбарго на продажу Минску оружия и средств двойного назначения, которые могут быть использованы для репрессий.
Такое решение не было неожиданностью. В последние несколько месяцев дело верно шло к этому. Названные санкции прекращены еще осенью: 29 октября. Тогда Совет ЕС нашел хитрую формулировку: проштамповал рутинное продление ограничительных мер и тут же «временно приостановил их действие». Как раз до февраля. Вроде бы санкции и не отменялись, но и не действовали... Юридическая казуистика отражала борьбу между принципами и реалиями.
С декабря 2010 года, когда после разгона оппозиции в Минске европейские парламентарии призывали вообще изолировать режим Лукашенко, обрубить с ним все связи, прошло пять с лишним лет, и политическая география Европы изменилась. На фоне Украины и Крыма, сползания к холодной войне с Россией о Белоруссии в ЕС вспоминали все реже. Более того, лишняя конфликтная точка портила и без того беспокойную картину.
К тому же и на белорусской стороне появились подвижки, которые поспешил заметить Брюссель. В постановлении, принятом в понедельник, отмечается инициативное участие Минска в программе Восточное партнерство (которая, кстати, со временем привела Украину, Молдавию и Грузию к ассоциации с ЕС), возобновление между ЕС и Белоруссией диалога о правах человека, начало переговоров об облегчении визового режима…
«Совет ЕС оценил также конструктивную роль Белоруссии в регионе», — в этой строчке документа скрыты, пожалуй, главные причины, хотя глава дипломатии ЕС Федерика Могерини на пресс-конференции решительно возразила журналисту, который усмотрел в решении Совета ЕС геополитические мотивы. Мол, это наш регион, один из наших восточных партнеров, и когда мы видим даже небольшие, частичные шаги в верном направлении, то считаем правильным признать и поддержать их.
Правда, редкий из комментаторов не вспомнил, что Лукашенко выступил чуть ли не модератором переговоров «нормандской четверки», приведших к Минскому соглашению, поладил с «киевской хунтой», не поспешил признать присоединение Крыма к России (как, впрочем, до сих пор не признал независимости Абхазии и Южной Осетии).
Евросоюзу нужны были веские формальные поводы, и они появились: спокойное (хотя и небезупречное с точки зрения демократии) проведение президентских выборов в октябре прошлого года и, главное, освобождение политических заключенных.
«Мы определили освобождение политических заключенных как рубеж, после которого мы можем заново строить наши отношения», — сказал министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который первым на своем брифинге объявил журналистам о снятии санкций с Лукашенко и компании.
«Это первые шаги, и я пока не могу сказать, насколько далеко они пойдут, — оговорился Штайнмайер. — Но многие, кто сидел сегодня за столом, сделали вывод, что стоит использовать такую ситуацию, проверить готовность белорусской стороны шагнуть навстречу».
Он рассказал, что накануне в Мюнхене на полях конференции по безопасности имел обстоятельный разговор с белорусским коллегой Владимиром Макеем и увидел в нем одного из тех в Минске, кто проводит линию на «известную открытость» по отношению к Европе.
Могерини тоже углядела «позитивный тренд, который ЕС должен поддержать». Это более или менее общее мнение всех 28 министров иностранных дел, отметила она. Хотя, по ее словам, обсуждая формулу «критическое взаимодействие», одни делали акцент на первом слове, другие — на втором.
Режим Лукашенко был и остался авторитарным. Это в политической элите Евросоюза признают и не питают иллюзий в скорой демократизации Белоруссии.
«Конечно, мы не настолько наивны, чтобы верить, что Беларусь изменится за один день. Мы будем следить (за событиями)», — обещает Штайнмайер. «Мы и не говорим, что ситуация из черной стала розовой, — вторит ему Могерини. — Впереди у нас еще долгий путь, особенно у властей этой страны».
Политики ЕС делают ставку на «мягкую силу», рассчитывают на расширение контактов между людьми. Деньги потекут не только в малые проекты местного масштаба, но и на охват белорусов крупными программами ЕС, такими как университетский обмен «Эразмус-плюс». Брюссель надеется на скорое подписание соглашения об упрощенном визовом режиме, которое позволит белорусам чаще ездить в ЕС. Это ведь совсем по соседству.
ЕС предлагает Белоруссии экономическую помощь и торговые преференции, содействие во вступлении в ВТО. Белорусские компании смогут получать льготные целевые кредиты Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. В Минск сможет вернуться представительство ОБСЕ, и наблюдатели от этой организации смогут следить за предстоящими парламентскими выборами. По словам Штайнмайера, ФРГ поднимет перед Минском вопрос о возобновлении работы в стране немецких фондов…
Источник: Новая газета