Окна в Европу. Село Яблуневое
Если так пойдет и дальше, село Яблуневое даст Украине не менее полутысячи агитаторов за свой, яблуневский курс развития страны.
Если так пойдет и дальше, село Яблуневое даст Украине не менее полутысячи агитаторов за свой, яблуневский курс развития страны.
Вдоль международной трассы, которая летит от Киева к Борисполю и дальше, вырос урожай щитов с агитацией. В октябре – выборы в Раду, потому политики стараются «продать» себя подешевле.
«Руина преодолена, стабильность достигнута!» - заклинает чисто условная, улыбающаяся семья сторонников Партии регионов. Особенно в сообщение веришь, когда щит размещен у кромки поля с засохшим на корню подсолнечником… « Мы ИХ остановим!» - клянется избирателю за рулем лозунг оппозиционной «Батьківщини». «Сам раньше остановлюсь», - злится водитель: с начала сентября цены на бензин полезли вверх. «При власти бандиты народ обокрали! При наших дедах за такое стреляли!» - простонародный креатив коммунистов в духе «Окон РОСТА» , вне сомнений, заставляет встрепенуться. Но дожить до новых «дедОв», которые хотят стрелять всех, кто не с ними, – перспектива не самая завораживающая.
Тем временем дорога становится заметно хуже. Агитация исчезает. Зато появляется бетонный забор с надписью «Не курить!», хотя неясно, чем это может повредить пустырю с остатками «культурного слоя» :некогда тут располагалась машинно-тракторная станция. Да и вообще совхоз –миллионер гремел не только в Барышевском районе. Все было : яблоневые сады, ягодники, плантации хмеля, молочнотоварные фермы, фельдшерско-акушерский пункт, клуб, библиотека. Как именно зарастало, засыхало, шло под нож, разрушалось, ржавело, разворовывалось ,– двадцать последних лет придется пересказать. А почему – ответа нет. Вроде люди прежние, и работы никогда не боялись, и земля на месте.
-Потому что без хозяина! – выразила предположение, поспешая за односельчанами в школьный двор, молодая мама Леся Бугаенко с красной коляской-«паровозиком» на три персоны, конкретно – на Софийку, Настю и Вику. ( Рождаемость в Яблуневом, надо признать, единственное, что сохранилось на достойном уровне, школа и детский сад заполнены до краев .) Мы даже успели чуть-чуть позлословить в адрес тех, кто на киевской трассе предлагает себя в качестве потенциальных хозяев – начальников? - страны, поскольку цена им известна. Но тут грянул хор, «голова» села, Наталья Алексеевна Сеничак, объявила в микрофон о начале праздника, и Леся подалась вперед: послушать. Ведь год назад, ровно в ту же пору, когда появились на свет ее дочки-близняшки, эта история только зарождалась и казалась невозможной.
Собственно, ничего чрезвычайного по меркам столицы: в школе, служившей полвека без капитального ремонта, решили заменить окна. Выбросить старые, трухлявые, заклеенные скотчем, поставить стеклопакеты. Ну вот и поставили. Торжественную линейку устроили, каравай испекли, грамоты раздали. Теперь хотят отремонтировать детсад, перевести на биотопливо котельную, купить новое медицинское оборудование для ФАПа, сделать освещение улиц, приобрести мусоровоз, оградить кладбище, список длинный… А для дальнейшего вдохновения - изготовить по имеющемуся макету, ни много ни мало, герб организации сельской громады «Оберег». И укрепить на видном месте.
От государства Украина Яблуневое пока отделяться не планирует. Но если государственная политика не претерпит изменений, то 233-м домохозяйствам, то есть, более чем полутысяче яблунивцев ( за вычетом нескольких хат евроскептиков) придерся на нее влиять, апеллируя к ЕС и ООН. Поскольку право жить по-человечески не избранным, а всем без исключения – священно.
Теперь без шуток.
Вначале Барышевский район оказался одним из победителей всеукраинского конкурса на участие в проекте Европейского Союза и программы развития ООН «Местное развитие, ориентированное на громаду ». Следом в конкурсе победило Яблуневое. «Победило» - фигура речи. В расчет брались отчаянность положения людей и готовность сельского совета к подвигу самоорганизации.
Анна Яцюк, специалист проекта, вспоминает: она ходила по дворам и повторяла, что, вот, мол, есть грант, 10 тысяч долларов, и надо сообща решить, что нужней всего, а потом собрать недостающие средства и браться за дело . На нее смотрели хмуро.
- Вопросы задавали. «В НАТО нас потянете за свои десять штук?» «Землю отнимете?»
К моменту, когда даже разругавшиеся до смерти соседи помирились ради громады и, подписав гору документов – правду говорят о евробюрократах! – приступили к выполнению собственного плана, разруха в головах сдалась окончательно. Уже никто не удивлялся, что районный бюджет без скрипа, законно выделил софинансирование, привлекся частный капитал ( разбогатевшим землякам вдруг стало лестно называться меценатами ), а недостающие гривны на школьные окна понесли даже одинокие пенсионерки. И на толоку ( так в Украине с давних пор принято называть коллективный труд ) село собирались всякий раз охотней. Оказалось, что связать разорванные нити - граждане, власть и бизнес – можно, и связь никого не давит, напротив, пробуждает добрые чувства друг к другу.
Дальше – производственные моменты. Включая момент торжества председателя громады, в миру предпринимателя Михаила Закомирного: как выбирали в Яблуневом тендерный комитет, а после из нескольких строительных фирм - одну. В результате работу не просто выполнили качественно и с опережением сроков, но и сэкономили собранные средства. Уникальный случай, если сравнивать с тендерами, освященными на высшем государственном уровне: ни откатов, ни воровства.
- 32 тысяч 722 гривни 80 копеек осталось, – Закомирный сияет, как юбилейная гривна. – Потому еще хватило заменить окна в столовой и мастерской, сделать откосы, три двери…
Я не знаю, может, Михаилу Григорьевичу помогал шлифовать текст праздничной речи весь педколлектив с родительским комитетом, чтоб вконец растрогать представителей проекта ЕС / ПРООН. Но свой интерес - зачем целый год варился в общественном котле с очевидным ущербом для личной предпринимательской жизни и намерен продолжать – объяснил он просто:
- Тридцать лет, как эту школу закончил. Будет память.
Когда говорят «пример заразителен», чаще всего имеют в виду знак «минус». В Яблуневом молодежь, ни копейки, ни цента не потратив, недавно по собственной инициативе восстановила футбольное поле, служившее двадцать лет пастбищем для коз. Выровняли площадку, поставили ворота, купили форму, играют.
Что-то действительно в этих евроокнах ребята увидели.
Киевская область