Маленькая вера
Репортаж с «объединительного съезда объединенной оппозиции», прошедшего прямо на Михайловской площади
«На этот съезд мы все пришли в политических синяках и ранах!» - прочла с трибуны послание Юлии Тимошенко ее дочь Евгения.
На Жене был темный костюм по фигуре, а волосы убраны в узел. Ее украинский язык звучал фактически безупречно. Метаморфозы в облике молодой женщины, поклонницы английского рока и байкерских тусовок, совершались почти с той же скоростью, с которой когда-то Юлия превращалась из успешной бизнес-леди в лидера оппозиционной партии. И если еще совсем недавно Евгения не без раздражения повторяла, что не видит себя в политике, а разговоры о возможном депутатстве в Раде - провокации, то теперь она в статусе дочери-защитницы появляется и на международных форумах с докладами о репрессиях и правовом произволе в Украине.
Хотя выступление прямо на Михайловской площади, где проходил объединительный съезд объединенной оппозиции («масло-масляное»: словесная конструкция не смутила создателей), требовало от Жени Тимошенко мобилизации всех душевных сил. Ведь она становилась «альтер эго» собственной матери, оратора, умевшего покорять самые строптивые аудитории не столько содержанием речи, сколько образностью и харизмой.
Евгения, разумеется, подобным мастерством не блистала… Но стоически выполняла задачу, поставленную перед ней мамиными соратниками, в первую очередь Александром Турчиновым. Женя очень хотела свободы для мамы. А соратники в очередной раз официально пообещали добиться этого, поскольку записали в резолюции съезда: единый кандидат в президенты от объединенной оппозиции на выборах 2015 года - Юлия Владимировна Тимошенко. Несмотря на почти двухлетнюю изоляцию от общества, брендом, лицом «Батьківщини», как подтверждают социологические опросы, была и остается именно Тимошенко.
Турчинову, преданному и многолетнему «Санчо Панса» при Юлии, второму лицу в партии, доставался утешительный приз: руководить центральным аппаратом. Зато Арсений Яценюк, вливавший свой «Фронт перемен» в «Батьківщину» (кроме того, в общее русло впадали мини-партия «Реформы и порядок» и остатки легенды, Народного Руха Украины), получал должность № 1 - главы политсовета. На минувших выборах он конкурировал и с Януковичем, и с Тимошенко, жестко критиковал обоих, но набрал менее 7 процентов голосов. Сегодня часть демократов обвиняет Яценюка в политической коммерции, двойной игре с «регионалами». Но именно ему, а не кому-то другому, посылала свое благословение из-за решетки Юлия Тимошенко:
«… Я доверяю Арсению, вижу, как ему тяжело. По нему прямой наводкой бьют и свои, и чужие. Но он умеет держать удар, он боец, и при этом интеллектуальный, современный, патриотичный политик - четыре в одном. Мы с Арсением - не политические конкуренты, мы давно уже одна команда, имеющая волю к общим победам».
Тимошенко устами Жени утверждала: «Мы - единственная альтернатива действующей партии власти». И заклинала разросшуюся «Батьківщину» идти наконец в народ, а не на телевизионные ток-шоу. Объяснять план действий, отвечать на вопросы. «Пока изменения, которые мы предлагаем, не станут понятными людям, - они будут бояться их больше сегодняшней неволи. Люди будут считать, что лучше иметь ежедневный тюремный минимализм с Януковичем (баланду, баню и рабскую, почти бесплатную работу), чем новую, неизвестную жизнь с демократами».
Загорелый и свежий после отдыха в Египте Яценюк слушал текст почтительно, с мужеством босса, не прикрывая макушку от солнца белой партийной кепкой, как рядовые делегаты. Рядом с ним на площади не были замечены ни Виталий Кличко, ни Олег Тягнибок. Формат съезда, вероятно, не предусматривал приглашение боевых товарищей по оппозиции в Раде и по акции «Вставай, Украина!» в качестве почетных гостей. Потому, что ни «Удар», ни «Свобода» не проявляли даже в перспективе намерения уступить дорогу «Батьківщине», с лицом или без лица?
Эксперты Киевского международного института социологии (КМиС) вообще уже не учитывали, выносили за скобки «фактор Юлии» в опросе. То есть исключали Тимошенко из числа возможных кандидатов на выборах-2015. Согласно майским рейтингам, 16 процентов набирал Виталий Кличко, 14 - действующий глава государства Виктор Янукович, остальные - Арсений Яценюк, руководитель «Свободы» Олег Тягнибок и главный коммунист Петр Симоненко - отставали, получая 10,6 и 4 процента соответственно. Причем за минувший год, по данным КМиС, электоральная поддержка Кличко выросла на 7 процентов, а Виктора Януковича снизилась на 3 процента.
Но Арсений Петрович в программной речи взялся громить скептиков-маловеров: Юлию выпустят из тюрьмы, она, поправив здоровье, примет участие в кампании и победит вместе с «Батьківщиной»! Хотя заметил: простого рецепта для такого великого события нет.
Как известно, в апреле Европейский суд по правам человека признал арест Тимошенко по «газовому делу» политически мотивированным. Генеральная прокуратура Украины ответила: ЕСПЧ лишь указывает на определенные проблемы в области национального судопроизводства и законодательства, но не требует освобождения осужденной на 7 лет. И оперативно взялась за очередное уголовное дело экс-премьера, где по статье «Заказное убийство» Юлия может получить уже пожизненный срок…
- Лучший рецепт и самая мощная сила, способная изменить страну, сила, которая непременно освободит Юлию Тимошенко, - это наша вера, - заключил юрист Яценюк.
На него мрачно и задумчиво взглянул Турчинов, не делающий секрета из того, что в свободное от партийной работы время, как протестантский пастор, читает проповеди в молельном доме. Но Яценюк развивал метафизический посыл дальше:
- Мало кто верил, что Юрий Луценко окажется на свободе. Но сегодня он на свободе. Значит, на свободе будет и Юлия Тимошенко!
Иные партийцы рассуждали вслух: Арсений понимает, что поддержка Юлии значительно увеличивает его удельный вес. И если не получится добиться, чтобы кандидатом в президенты Украины зарегистрировали Тимошенко, этим правом воспользуется «местоблюститель» Яценюк…А кто не согласен - пиши заявление на выход из «Батьківщини» или сдавай депутатский мандат, хватит расшатывать ряды критикой!
В конце концов, пассажи о размере и влиянии чуда на политические перспективы Украины вывели из равновесия к микрофону Юрия Луценко. Подлечившись после колонии, он охладел к партийному строительству и решил заняться тем, о чем как раз просила съезд Тимошенко - просвещением масс. В том числе и делегатских:
- Извините, но если съезд выдвинул Юлю кандидатом, то кто-то другой уже не сможет выдвигаться, - освобождайте ее! Освобождайте изо всех сил! Волшебник в голубом вертолете не прилетит на помощь. Вертолет давно украден и стоит в Межигорье, - резал правду-матку недавно помилованный президентом Януковичем экс-министр внутренних дел.
- Избавьтесь от иллюзий, что достаточно сказать: «Я не Янукович» - и поддержка людей обеспечена. Люди чувствуют фальшь, и потому миллионы не выходят за вами на площадь, - продолжал Луценко, не особо заботясь о последствиях собственных речей. - Кандидатом от оппозиции должен стать человек, имеющий 30 стартовых процентов, который с самого начала навязывает свои правила игры, свои правила будущей страны. Это эффект 2004 года. Кто-то из нас об этом забыл?
Яценюк слушал «полевого командира Майдана» с медальным выражением лица. Не тебе, мол, учить, как успеха добиваться, - после тюремных-то университетов…
Между прочим, журналисты обратили внимание: майские рейтинги топ-кандидатов в президенты Украины, согласно приведенным в этой заметке данным Киевского международного института социологии, в сумме дают 50 процентов. Остальные 50 процентов распределяются между группами респондентов, которые на вопрос: «За кого намерены голосовать?» - отвечают: «Еще не решил», «Не пойду», «Не скажу». Фавориты первого тура - Виталий Кличко и Виктор Янукович. При этом голоса, отданные за других кандидатов-оппозиционеров, обеспечивают Кличко стартовый рейтинг в 32 процента.