Янукович и Путин. Ручная сборка отношений
В последние дни президенты России и Украины стали гораздо чаще разговаривать друг с другом по телефонуи
То Виктор Федорович позвонит Владимиру Владимировичу по поводу действий российской таможни, которая включила в профиль системы управления рисками все без исключения украинские товары, и после разговора ситуация нормализуется, подтвердив тем самым свою политическую подоплеку. То, напротив, Владимир Владимирович снимет трубку, чтобы поставить вопрос ребром: если Украина все же подпишет соглашение об ассоциации с ЕС и попробует забросать Россию «товарами, достаточно неплохими по качеству и цене», то получит достойный отпор.
Страны — члены Таможенного союза разработают комплекс мер по защите и собственного населения, и отечественного производителя. Сообщив об этом в Ростове-на-Дону, на совещании по вопросам социально-экономического развития Ростовской области, Путин успокоил собравшихся: «Украина не собирается вступать в ЕС. Речь идет лишь о подписании соглашения об ассоциации, причем, по оценкам наших экспертов, на достаточно жестких для украинской экономики условиях».
Виктор Суслов, представитель Украины в Евразийской экономической комиссии, подтвердил: участники зоны свободной торговли в СНГ не могут исключить Киев из сообщества, но вправе применить санкции после выхода из этой зоны. Например, установить для Украины такие пошлины, какие действуют в странах Евросоюза. Эксперт призвал серьезно отнестись к заявлению Путина и немедленно вступить в переговорный процесс, чтобы сама «Украина создала реальную систему, противодействующую реэкспорту товаров, которые будут входить на территорию Украины с нулевыми пошлинами».
Сказано — сделано. Сегодня премьер-министр Николай Азаров во главе рабочей группы провел в Москве переговоры с российскими коллегами. Азаров всегда подчеркивает: нормальные торгово-экономические отношения с Россией для Украины крайне важны, поскольку здесь товарооборот составляет 65 миллиардов долларов в год, а с Евросоюзом пока — примерно 50. По словам премьера, «мы не претендуем на преференции, но и дискриминации быть не должно». Известно, что РФ отказалась принять украинскую формулу сотрудничества с Таможенным союзом по схеме «три плюс один». Сейчас стороны либо найдут возможность предоставить Украине статус наблюдателя при ТС с правом совещательного голоса, то есть участия в принятии решений на стадии их обсуждения, либо «торговая война», длившаяся неделю, покажется периодом добрососедства.
— Переговоры, вне всякого сомнения, необходимы. Только почему их до сих пор системно не вели в рамках межгосударственной украино-российской комиссии, которую возглавляют президенты Путин и Янукович? — недоумевает Валерий Чалый, заместитель генерального директора Центра Разумкова. — Почему не добивались взаимодействия экономик, не подверженного политическим рискам? В том же соглашении о зоне свободной торговли в СНГ, шестым приложением которого можно «прижать» Киев в данном вопросе, есть положение о допуске Украины к транзиту энергоресурсов по территории России. Сроки выполнения этого условия давно прошли. Ничего не сделано. И никто не вспоминает, что характерно… Украине в условиях асимметричных отношений с Россией надо опираться на международные правовые механизмы, на арбитражи. Но стороны выбирают привычный стиль — ручное управление процессом.