Тимошенко готова лечиться в Германии. Позволит ли профессор Янукович?
То, что экс-премьера Украины, уже осужденную на семь лет, вот-вот «закроют» пожизненно – за организацию в середине 90-х заказного убийства бизнесмена и народного депутата Евгения Щербаня - не раз обещал заместитель Генерального прокурора Ренат Кузьмин.
То, что экс-премьера Украины, уже осужденную на семь лет, вот-вот «закроют» пожизненно – за организацию в середине 90-х заказного убийства бизнесмена и народного депутата Евгения Щербаня - не раз обещал заместитель Генерального прокурора Ренат Кузьмин. Оппозиция в ответ не раз заявляла о причастности Кузьмина к фальсификациям уголовного дела, о мстительном характере самого «карающего меча», не забывая подчеркнуть: «меч» держит рука Януковича.
На днях Кузьмина вызвал президент. Из его кабинета Ренат Равельевич вышел совсем другим человеком, а именно - заместителем руководителя Совбеза. В нынешнем украинском политическом театре данная должность – роль второго плана. Да и Главное следственное управление по расследованию особо важных дел, которое курировал отныне бывший зам Генпрокурора, переименовано просто в Главное следственное управление. На реформу, которая сделает правосудие в Украине не избирательным, событие, конечно, не тянет. Но условный знак Европе подан!
Судьба Юлии Тимошенко оказалась для ЕС, к неудовольствию официального Киева, настолько важной, что могла – в случае, если Юлия останется в харьковской железнодорожной больнице за решеткой, – сорвать подписание соглашения об Ассоциации с Украиной. Ситуация осложнялась нежеланием Юлии обращаться к гаранту Конституции с просьбой о помиловании. Публично насмехавшаяся над Виктором Януковичем и, по большому счету, так и не признавшая собственное поражение в президентской кампании 2010 года, Тимошенко была и остается политиком с амбициями – пусть и в неволе. Виктор Янукович тоже не хотел миловать оппонентку. Сетовал на отсутствие правового механизма. То, что механизм заменяло, гарантировало президенту безопасность от притязаний Юлии на власть в 2015году.
Между двумя берегами одной реки метались парламентеры: член мониторинговой комиссии Европарламента Пэт Кокс и экс-президент Польши Александр Квасьневский. В то же время проявилась неслыханная самостоятельность суждений ближайших соратников президента. «На месте Виктора Федоровича я бы Тимошенко вообще не сажал!» - признавался один, осознающий, что на место Виктора Федоровича ему-то замахиваться не по чину. «Если Янукович не найдет возможности освободить Тимошенко, я уйду из политики!» - грозила другая, сравнительно недавно требовавшая для Юлии кары суровой, но справедливой.
Не то, чтобы общественное мнение внутри страны готовили к глобальному потеплению политического климата. Скорее, проявляли заботу о первом лице, чтобы ему потом избиратели меньше дурацких вопросов задавали – не почему посадил, а за что выпустил? За европейское будущее Украины, вот за что! И звучит красиво, как тост…
Практически сразу после отделения Рената Кузьмина от должности Сергей Власенко, защитник Юлии Тимошенко на судебном процессе, зачитал ее заявление о согласии лечиться в Германии. Нет, недаром Кокс и Квасневский тратили командировочные евро! Элегантное решение, которое позволяло противоборствующим сторонам сохранить лицо, кажется, нашлось. Визитеры-переговорщики сами обратились к Януковичу с официальной просьбой дать Юлии возможность поправить здоровье за границей. А оппозиционерку убедили не сопротивляться и переместиться, как только получит шанс, к немецким профессорам, в клинику «Шарите».
«Я публично принимаю это предложение, - писала Юлия. - И не потому, что не доверяю украинским врачам. От всего сердца благодарна врачам, реабилитологам, медицинским сестричкам и всем, кто мне оказывал помощь в клинике «Укрзалізниці». Я не доверяю не врачам, а режиму, который готов и способен сделать все, чтобы от меня избавиться… Я боролась, борюсь и буду бороться за свою полную реабилитацию, снятия с меня абсурдных, от «а» до «я», сфальсифицированных обвинений, за возвращение к полноценной политической жизни… Потому ради успеха саммита в Вильнюсе, ради исторического и судьбоносного соглашения с ЕС я готова принять такое предложение…»
Власенко уточнил сроки: Тимошенко должна оказаться в Германии до 15 октября. Именно в этот день в Брюсселе назначен отчет о выполнении Украиной критериев Евросоюза.
Депутат Сейма Марчин Свенчицки уже рассказал журналистам, что именно он дал через доверенных лиц Виктору Януковичу совет: взять на вооружение польский опыт перерыва в отбытии наказаний, переслал пакет соответствующих документов. Правда, перерыв – до года и более, если гражданин нуждается в лечении, - в Польше предоставляет исключительно суд. И он же потом либо возвращает выздоровевшего осужденного назад, в камеру, либо отпускает на свободу.
В минувшую пятницу, в Киеве с президентом Украины встретился еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле. Открытым текстом сказал: решение по Тимошенко надо найти срочно. «Ищем пути!» - заверил Янукович.