Страну — народу
Украинские коммунисты предложили референдум. Проведем, ответили им, по вопросу о запрете компартии
Украинские коммунисты предложили референдум. Проведем, ответили им, по вопросу о запрете компартии
Минувшую парламентскую кампанию украинских коммунистов отличал небывалый размах. Их телерекламу показывали в прайм-тайм все ведущие каналы страны, лица вождей КПУ не сходили с обложек журналов, в том числе и глянцевых, «красная» наглядная агитация заполонила и Киев, и провинцию. Кампания шла под лозунгом «Вернем страну народу!». «Правильное решение! Верните, наконец, и не берите больше!» — веселились избиратели, наблюдавшие под Радой «Лексусы» знатных коммунистов…
Фракция КПУ в парламенте оказалась единственной, выразившей резкое несогласие с курсом Украины на Ассоциацию с Евросоюзом. Прежде первый секретарь компартии Петр Симоненко всегда находил общий язык с Виктором Януковичем, особенно когда следовало оказать поддержку в борьбе против «оранжевой угрозы» Виктора Ющенко. Да и партии власти было удобно называть настоящей оппозицией эту левую на словах, но вполне договороспособную группу товарищей.
Однако теперь коммунисты твердо заявили о своей готовности провести референдум по народной инициативе — чтобы вернуть Украину на путь истинный, то есть в сторону Таможенного союза и России. И тут же почувствовали на себе специфику украинской демократии. 9 октября Окружной административный суд Киева окончательно запретил ЦИК направлять представителей на собрания граждан о проведении референдума — независимо от даты и места таких собраний. То есть сделал невозможным реализацию инициативы на законных основаниях.
А вскоре родилась идея нового референдума. Ее инициаторами выступили Эдуард Гурвиц, народный депутат от партии УДАР и бывший мэр Одессы, Юрий Кармазин, юрист, экс-парламентарий и тоже одессит, а также Дмитрий Корчинский, литератор, идеолог одиозной организации «Братство». Гурвиц предупредил: в Раде создается межфракционное объединение, а по всей стране начнут организовывать антикоммунистические штабы. «Осуждение и запрет большевистской идеологии — это не только вопрос нашего отношения к истории, но и отношения к своему будущему», — сказал он. Его коллега Кармазин напомнил о резолюции Парламентской ассамблеи Совета безопасности Европы, осуждающей и нацистский, и коммунистический режимы: «Мы предложим людям принять текст закона о запрете коммунистической партии и другой тоталитарной идеологии путем голосования, а именно — на референдуме». Корчинский хотел бы добавить к мероприятиям еще и суд над компартией за все ее грехи в прошлом и настоящем.
Компартию в Украине уже запрещали — на заре независимости, в 1991 году, указом президента Леонида Кравчука, в прошлом секретаря ЦК КПУ. Рассказывают, к нему в кабинет пришла целая делегация партфункционеров. Разговор состоялся примерно следующий:
— Леонид Макарович, мы строим правовое государство, разве можно запретить целую партию просто волевым решением?
— А кто, по-вашему, может это сделать? — поинтересовался Кравчук.
— Только Верховный суд!
— Так вы хотите, чтобы вас еще и судили?
Ходоки тихо удалились.