Украина еще не сказала «ЕС»
По мере приближения саммита Евросоюза в Вильнюсе Киев, удаляясь от Москвы, подает загадочные сигналы Брюсселю
По мере приближения саммита Евросоюза в Вильнюсе Киев, удаляясь от Москвы, подает загадочные сигналы Брюсселю
Vox populi. Глас народа
Уровень политизации граждан, их вовлеченности в сферу интересов государства, кажется, достиг пика и снова похож на тот, что социологи фиксировали в 2004-м, в период Майдана. А ведь предвещали затяжную апатию после «оранжевых» разочарований! При этом число сторонников евроинтеграции (данные Киевского международного института социологии (КМИС), фонда «Демократические инициативы» и Социологической службы Центра имени Разумкова примерно совпадают) составляет 42—43 процента опрошенных в фокус-группах. Сторонников Таможенного союза, соответственно, 30—31 процент. Около 14 процентов уверены, что стране не нужно ни к кому присоединяться в принципе: ведь при любом из раскладов придется поступиться частью независимости.
Вдобавок, по данным КМИС, 61 процент взрослого населения страны хотели бы решать на референдуме: «ЕС — или Таможенный союз?» Инициатором референдума выступили коммунисты. Даже попытались начать сбор подписей, но были поставлены на место судом.
Последний гвоздь забил президент Янукович. Он заявил, что референдум состоится непременно — когда дело дойдет непосредственно до вступления в Евросоюз и надо будет подтвердить стратегический курс Украины. Лет этак через десять. А пока на повестке дня — лишь подписание Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС.
Cui prodest? Кому выгодно?
Вот тут и загадка, над которой бьются украинские демократы. Виктор Ющенко, пришедший во власть под аплодисменты Европы, прохлопал возможности реального партнерства с Западом. А Виктор Янукович, на которого ставил Кремль, за три года президентства вплотную приблизился к двери Евросоюза.
Недавний сюжет, почти курьез. В Раде предстояло голосование за шесть законопроектов, имеющих прямое отношение к так называемому «списку Фюле». Документы — например, закон о едином таможенном тарифе, изменения в Налоговый кодекс — носили отчетливо либеральный характер. Во фракции регионалов, где обильно представлен средний и крупный бизнес, назревал бунт: собственными руками сделать себя же неконкурентными?! Тон задавали депутаты, чей бизнес завязан на Россию.
Янукович начал с пряников — пообещал комплекс мер для защиты национальных предпринимателей, а также минимум проверок. А потом показал кнут — предложил подняться тем, кому и после разъяснений не любо святое понятие «евроинтеграция». Сидели… единогласно. Но совсем не потому, что в партии лидерского типа железная дисциплина. Президент и его ближайшее окружение — старший сын, Александр, плюс деловые партнеры Александра — уже продемонстрировали на практике, как путем отъема собственности делать богатых оппозиционеров бедными. А то и подсудимыми. Теперь пошли выборочные чистки среди своих…
Фактически президентская форма правления, доставшаяся Януковичу вследствие изменений в Конституции, превратила исполнительную власть, силовые структуры и суды лишь в рычаги воли одного человека. С одним, конечно, президенту России договориться проще. Но коллега Путин не учел, что руководитель страны с почти 46-миллионным населением в 2013 году — не тот натужно улыбающийся кандидат, который пытался угостить его и Медведева леденцами из жестянки на трибуне парада в честь 60-летия освобождения Украины от фашистов. Янукович не страдает склерозом по поводу показательных опозданий президента РФ на встречи в Крыму, отмененных рандеву в Москве и Киеве. Губительная для экономики цена на газ остается без изменений после энного раунда переговоров. Колкости, а затем и грубости российского ТВ нарастают. Таможенная война, угрозы ввести визовый режим, пересмотреть Большой договор… Какие еще остались формы и методы принуждения к евразийскому братству?
Однако чем сильнее давление Кремля, тем уступчивее и сострадательнее к Украине становится Европа. Соглашение об ассоциации откроет дорогу к кредитам МВФ — значит, национальная экономика, балансирующая на грани дефолта, не упадет. Новые западные технологии помогут избавиться от энергетической зависимости. Успешно реализованные проекты газификации угля Донбасса и добычи сланцевого газа заткнут рты так называемой объединенной оппозиции. Избиратель, даже на востоке страны, воспрянет духом: «Не подвел Янукович! Улучшил жизнь, как обещал!»
Vae victis! Горе побежденным!
Но Ассоциация с ЕС может сорваться 28 ноября, в Вильнюсе, на саммите, если к этому моменту Юлия Тимошенко останется в камере — палате железнодорожной больницы Харькова.
В 2011 году Тимошенко осудили на 7 лет — как экс-премьера, преступно превысившего полномочия при заключении газовых контрактов с Россией. В прессе реже вспоминают, что по приговору Юлия Владимировна должна компенсировать государству ущерб 1,5 млрд гривен (около 200 млн долларов). Стоит отметить, что российская сторона никогда не критиковала ни эти соглашения, ни действия Тимошенко, подчеркивая их строгое соответствие с национальными законодательствами двух стран.
Позже Генпрокуратура Украины возбудила дело «по мотивам» злоупотреблений Тимошенко в 90-х годах, на должности руководителя корпорации «ЕЭСУ». Следом — объявила о подозрении в организации убийства в 1996-м донецкого бизнесмена и депутата Евгения Щербаня. «И еще существует два десятка уголовных дел!» — резюмировало руководство ГПУ. В ответ Совет Европы и ПАСЕ признали Юлию политзаключенной, жертвой избирательного правосудия.
Среди условий, которые Украина должна выполнить до саммита, «вопрос Тимошенко» сразу не значился как главный. Но приобретал остроту по мере развития, точнее — замораживания ситуации на месте.
Мониторинговая миссия ЕС в лице Пэта Кокса и Александра Квасьневского посещала экс-премьера Тимошенко почти еженедельно, избегая комментариев. Затем гостей принимал президент Янукович. Всякий раз Виктор Федорович давал понять, что ночами не спит — думает, как правильно поступить. Помиловать нельзя: нет ее просьбы. («И не будет!» — откликалась Юлия через адвокатов.) Вот разве что парламент примет закон о «тюремных каникулах», по которому и эту, нерядовую, заключенную смогут направить на лечение за границу… Заявление о готовности переместиться в берлинскую клинику «Шарите» Тимошенко написала месяц назад, уступив доводам европейских визитеров.
Ответственность, переложенная на плечи Рады, результата не дала. Стороны не сумели договориться в принципе ни о длине «тюремных каникул», ни о том, что наступает после них. Свобода? Продолжение срока?
Oderint dum metuant. Пусть ненавидят, лишь бы боялись
Нет сомнений в том, что Янукович искренен, когда признается: «Постоянно думаю о судьбе Тимошенко». Отпустить ее в Германию без всяких условий — значит прилететь триумфатором в Вильнюс, зато подвергнуть себя смертельной политической опасности в 2015 году. Не отпустить — потерять Европу, но показать характер и за пределами страны, и внутри: власть пришла всерьез и надолго.
В первом случае познание плюсов и минусов евроинтеграции станет частной украинской былью, довольно отличной от сказки. Во втором — придется сооружать принципиально новую геополитическую модель сотрудничества с центром в Киеве. Не вдаваясь в детали: президенту настойчиво советуют перехватить инициативу, затеять собственную игру. От России с имперскими амбициями и персонами, надутыми газом, — устали. Евросоюз раздирают противоречия. Им нужен мост в виде Украины, опирающейся, в свою очередь, на Китай. Советники убеждают Виктора Федоровича, что более рационального «плана Б» не существует.
Будто в подтверждение перехода к «плану Б» — весть о том, что в США наконец обнаружены тайные счета, где лежат «отмытые» капиталы Павла Лазаренко и Юлии Тимошенко. То ли 200 миллионов долларов, то ли полмиллиарда. Министерство доходов и сборов Украины, нанявшее для возврата этих денег в казну известную британскую юридическую компанию, пока точно не знает. Однако извещает граждан, что аналогичные счета Тимошенко имеются и в Швейцарии: якобы туда в 2005-м, а также с 2008-го по 2010-й премьер-министр переводила на свой «черный день» государственные средства. И «регионалы» на политических ток-шоу уже восклицают, как по команде: «Можно ли отпускать преступницу к ее деньгам, на Запад?! В клинике «Шарите» от коррупции не лечат!» А знатоки в общественном транспорте предсказывают иной поворот: «В последний момент помилует, в честь дня рождения! (Действительно, 27 ноября Юлии Тимошенко исполнится 53 года.) И разрешит в Германию улететь. Только ни копейки не оставит. Чтобы о выборах даже не мечтала…»