Сильные ухом соратники Януковича
Соратники Януковича говорят, что услышали запрос украинцев и снова назначили себя правительством — оппозиционным
— …А Виктор Федорович будет?
Двое мужчин за пятьдесят, типажа «крепкий хозяйственник», хохотнули, приобнявшись, и хлопнули друг друга по рукам: смешная шутка!
Мне нашлось место в ряду, где рассадили почетных гостей презентации оппозиционного кабинета министров Украины. Мероприятие проводили в Национальном спорткомплексе «Олимпийский».
Партию регионов никто из присутствующих не вспоминал, будто не существовало ее в природе.
Открыл форум Юрий Бойко, глава фракции «Оппозиционного блока» в Раде. Бывший вице-премьер, министр энергетики и угольной промышленности в правительствах Януковича и Азарова, до того руководивший «Нафтогазом Украины», миллионер, свидетель, проходящий по уголовному делу о так называемых «вышках Бойко» — закупленных вне тендера, по безумной цене плавучих буровых установках, сам в теневой кабинет не вошел.
Бойко сформулировал цель кабинета:
— Мы делаем важный шаг по усилению движения сопротивления сегодняшней власти!
И перешел на личности:
— Премьер-министром мы назначили… Избрали Бориса Колесникова.
Осторожный миллионер Колесников (уроженец Донецкой области, бизнесмен-кондитер, близкий друг Рината Ахметова, в прошлом — народный депутат от Партии регионов, вице-премьер и министр инфраструктуры) решил на всякий случай смягчить позицию предыдущего оратора:
— Наша задача не столько критиковать власть, сколько давать рецепты, как выйти из кризиса!
Из речи теневого премьера мне запомнился рецепт, за которым, вне сомнения, стоял личный опыт: «Коррупции нет тогда, когда взятку не за что дать».
Колесников безоговорочно выступал за особый статус Донбасса и за такие же условия всем без исключения регионам Украины. Парламент он видел двухпалатным, президента — избираемым в Раде и с минимальными полномочиями. Все это, утверждал руководитель оппозиционного правительства, украинский народ получит, когда оппозиция победит на выборах.
По сути, Борис Колесников говорил о федерализации. Тезисы совпадали с планом Путина, который в Москве назвали «Тирольским» (восходит к истории этой земли с широчайшими полномочиями, входившей в состав Австрии и Италии). О документе, который в конце января 2015 года президент РФ направил канцлеру Меркель и президенту Олланду, писало издание «Зеркало недели — Украина». Европейские партнеры проинформировали Порошенко, и тот сообщил Путину о неприемлемости предложений — они привели бы к развалу страны.
Затем теневой премьер представил команду. Большинство управленцев занимали посты при Януковиче, любившем при случае ввернуть упоминание о «трех «П» — профессионализме, патриотизме и порядочности. Колесникову пришлось придумать для тех же соратников свои «П»: простоту, прозрачность и прагматизм.
Теневым вице-премьером по вопросам новой экономической политики и возрождению Донбасса стал Александр Вилкул (экс-глава Днепропетровской облгосадминистрации, член правительства Азарова, миллионер); вице-премьером по социальной политике — Наталья Королевская (министр социальной политики в 2012—2014 годах, миллионерша, с чьим именем связывают бизнес «копанок» — нелегальных шахт в Луганской области); Михаилу Добкину (бывшему губернатору Харьковской области, оказавшемуся единым кандидатом от Партии регионов на президентских выборах 2014 года) доверили самоуправление и децентрализацию; Вадиму Рабиновичу (харьковскому бизнесмену, президенту Всеукраинского еврейского конгресса, медиамагнату) — силовой блок. В прошлом году часть своих медиаресурсов Рабинович продал земляку Евгению Мураеву. Он получил портфель министра торговли и похвастал перед залом: «У нас все будет хорошо, мы знаем, как это сделать!»
Впрочем, «теневиков» объединяла еще одна тенденция: о войне как главном вызове для Украины предпочитали не вспоминать.
— Министр обороны в вашем кабинете вообще есть? Кто он? — догнала я на выходе из зала вице-премьера Вилкула.
— Задайте этот вопрос Борису Колесникову, — отказался демонстрировать прозрачность Вилкул. Пришлось пробиваться к Колесникову, взятому журналистами в окружение.
— Ищем. Проводим конкурс кандидатов в министры обороны. Результаты скоро объявим в социальных сетях, — пообещал оппозиционный глава правительства.
— Как оппозиционное правительство видит перспективу отношений с Россией — как со стратегическим партнером или как с агрессором?
Не дослушав до конца, Колесников бросил на ходу:
— Мы должны вернуться на все рынки сбыта. Подчеркиваю — на все! Иначе украинцы останутся без работы.