Фигура, надутая газом
Украинский олигарх Дмитрий Фирташ — австрийскому правосудию: «Мы получили результат, который хотели. Порошенко стал президентом, а Кличко — мэром».
Украинский олигарх Дмитрий Фирташ — австрийскому правосудию: «Мы получили результат, который хотели. Порошенко стал президентом, а Кличко — мэром».
... В сером костюме, в галстуке цвета бордо, с холеной проседью в бороде и расслабленной улыбкой Фирташ позировал, будто фотокоры настигли его не в Земельном суде Вены, а в ложе Оперного театра.
Интерес европейской и американской прессы к процессу оказался большой. Счет телекамер шел на десятки. Украинские СМИ, в частности, газета «Сегодня», передавали сообщения о происходящем в режиме реального времени. Журналисты уловили реплику, которую бросил в перерыве заседания почетный президент Федерации футбола Украины, вице-президент УЕФА Григорий Суркис народному депутату от партии «Оппозиционный блок» Вадиму Рабиновичу: «Все будет хорошо, моя интуиция меня не подводит!»
Друзья Фирташа прилетели поболеть за него на чужом поле, поддержать боевой дух. Так выглядело внешне. Но, по сути, проходили мастер-класс, примеряли ситуацию: как ЭТО происходит в стране, где действительно работает закон и за решетку, если виновен, может попасть даже олигарх. А Фирташу грозила экстрадиция в США, поскольку он подозревался в коррупционных действиях — в подкупе индийских властей с целью обеспечить участие своей компании в проекте по разработке месторождения титановых руд. (Миллиардера из Украины давно называли «важной фигурой на мировом рынке торговли титаном».)
Зал суда на сто персон местами напоминал студию ток-шоу Савика Шустера периода правления Януковича. Одни гости готовились подойти к трибуне, чтобы рассказать о вкладе обвиняемого в процветание государства Украина, поскольку были вызваны в качестве свидетелей со стороны защиты. (Проигнорировать приглашение не посмел никто.) Других устраивала роль массовки на мероприятии.
Экс-глава АП Сергей Левочкин с женой, его сестра и депутат Рады Юлия Левочкина с мужем, экс-управделами администрации беглого гаранта Андрей Кравец, в прошлом заместитель руководителя «Нафтогаза» Игорь Воронин, первый президент независимой Украины Леонид Кравчук, имеющий богатый опыт «разруливания» похожих скандалов , экс-депутат Инна Богословская, непримиримый критик «газовой принцессы» Юлии Тимошенко — главного врага совладельца компании «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа, экс-советник экс-президента Виктора Ющенко, сириец Харес Юсеф (по данным интернет-издания «Украинская правда», именно он в свое время привел подобострастного миллиардера к Ющенко, чтобы подключить и главу державы к патронажу газовых схем Фирташа), давний деловой партнер олигарха, бывший вице-премьер, ныне руководитель парламентской оппозиции Юрий Бойко с коллегами по фракции — Михаилом Папиевым и Иваном Мирным.
Господин Мирный в свое время служил в «РосУкрЭнерго» начальником личной охраны, потому знал шефа куда лучше остальных. Их знакомство состоялось летом 1995-го года. Тогда Дмитрий Фирташ, оборотистый сельский «цеховик» из Тернопольской области, выращивал в теплицах помидоры на продажу, в клетках — норок и песцов, на шубы, а потом возглавил аферу с крупной партией контрабандного спирта. Дело вели милиция, прокуратура и СБУ. Самую жесткую позицию — «Он не выйдет никогда!» — занимал руководитель областного УБОПа Иван Мирный. Но недолго… Подозреваемый провел в СИЗО лишь три месяца: обвинения сняли за недоказанностью.
Жизнеописанием, куда вошло немало любопытных историй — из колхозной юности, газовой сферы, а также периодом, связанным с криминальным авторитетом Севой Могилевичем — занималась «Украинская правда». Что лишь утвердило героя журналистских расследований во мнении: медиа, во избежание проблем, должны быть своими — «мирными». Потому в зале суда также присутствовали Егор Бенкендорф, директор крупнейшего украинского телеканала «Интер», и Анна Безлюдная, руководитель ИнтерМедиа Групп. Мощности и влияние этого ресурса помогли в 2010-м Януковичу в борьбе за президентское кресло. Сейчас наблюдатели называют «Интер», принадлежащий Дмитрию Фирташу и Сергею Левочкину, основным ретранслятором пропагандистских сигналов Кремля в Украину.
Дмитрия Фирташа арестовали в Австрии, где он жил со времен Майдана, 12 марта 2014 года, по запросу ФБР. Однако вскоре отпустили под рекордный, в 125 миллионов евро, залог. «Украинская правда» располагает сведениями: деньги перевел российский миллиардер Василий Анисимов, друг приближенного к Путину Аркадия Ротенберга.
Другое издание, газета «Сегодня», поделилось забавным сюжетом, почерпнутым из австрийского делового журнала «Format» — как украинский богач вообще попал в поле зрения зарубежного правосудия. Боком вылез шопинг. В магазине «Луи Виттон», что в «Золотом квартале» Вены, Фирташ накупил дамских юбок, сумок и ювелирки на 75 тысяч 510 евро, но провел платеж по «безналу», через одну из своих многочисленных дочерних фирм. Банк испугался чека и заявил в полицию о подозрении в отмывании денег. Все разрешилось благополучно, было объявлено, что деньги легальные. Но тут возникли американцы с вопросом, куда более серьезным, нежели юбки.
Решения суда об экстрадиции олигарх ожидал в Вене почти год, периодически принимая посланцев с родины и сообща обдумывая, какую бы еще причинить ей пользу.
В марте 2015-го он выступил инициатором проведения международного форума «Украина завтра», где объявил о создании Агентства модернизации Украины и готовности привлечь в страну 300 миллиардов долларов инвестиций. Как писала пресса, поддержку плану выразил премьер Великобритании, президент Франции, а по словам Бернара-Анри Леви, основателя «Врачей без границ» (он тоже проникся идеей агентства) — и президент Украины Петр Порошенко. Чудо превращения гения коррупционных схем, надежного столпа режима Януковича в сторонника власти, избранной после Майдана, продолжалось.
-- «Я понял, что нужен новый, сильный кандидат»
И вот — суд, и сразу же сенсация. Адвокаты объясняют «конфликт» США с их подзащитным политической ситуацией в Украине. Называют титановое дело сведением счетов. Приоткрывают карты: просто Фирташ поддержал на выборах Порошенко и Кличко, а не Тимошенко, Яценюка и Турчинова, как хотелось бы американцам!
Но австрийские судьи хотят из первых уст узнать правду о «совращении» индийских высокопоставленных чиновников. (Американские следователи утверждают, что сумма взятки составила 18,5 миллиона долларов.) Фирташу на столь банальную тему говорить неинтересно.
— Чтобы давать взятку, надо иметь выгоду, — отмахивается он. — Мы никакой выгоды не получали. Получало государство. Это абсолютная неправда.
И продолжает политический экскурс с упором на собственную значимость:
— В свое время я поддержал Януковича, и он в 2010-м году выиграл выборы. Потом мы поняли, что Янукович начал делать не те реформы, которые должен был. У нас начались разногласия… В 2012 году это стало очевидно. Я понял, что нужен новый, сильный кандидат, но Янукович на тот момент был еще очень сильным. Я нашел кандидата, это был Виталий Кличко, спортсмен, очень известный человек, европейский и молодой. Когда он создал партию УДАР, я его поддержал финансово. В 2013 ситуация [в Украине] усугубилась, очевидной стала конфронтация между Россией и Америкой. И если посмотреть по моему делу и расследованию моих адвокатов, ничего случайного нет…
Олигарх напомнил, что американцы невзлюбили его еще тогда, когда в угоду Юлии Тимошенко убрали из самой прибыльной сферы:
— Американцы смотрят на газовый бизнес как на геополитический вопрос. У нас разное понимание развития страны. Украина должна быть независимой, нейтральной и иметь ровные отношения и с Россией, и с ЕС.
Проанализировал результаты подписания Ассоциации между Украиной и Евросоюзом:
— История показала, что я прав. Я не против подписания, но я советовал, что за стол переговоров нужно посадить и Россию. В Европе понимают, что произошла ошибка.
Раскритиковал Януковича:
— Я считаю, что он трус. Когда Янукович потерял власть, он позвонил мне и начал кричать. Он обвинил меня в том, что я воткнул ему нож в горло.
И похвалил себя за новую, выгодную сделку:
— Мы получили результат, который хотели. Порошенко стал президентом, а Кличко мэром.
Политический контракт, согласно Фирташу, был скреплен честным словом и табу сторон на разглашение деталей в начале мая 2014 года, когда к нему в Вену прилетали видные представители победившего Майдана, Петр Порошенко и Виталий Кличко. По ходу разговора Кличко принял решение не баллотироваться в президенты, но непременно выиграть столицу.
Суду ничего не оставалось, как побеседовать на затронутую тему с самим Кличко — в режиме закрытой видеоконференции. (Беспокоить Порошенко не стали.) Прессу из зала на время удалили. Однако источники донесли журналистам суть показаний: «Это было невпопад». Вскоре мэра Киева процитировала его пресс-служба, назвав заявления Фирташа «некорректными». Источники также передавали: «В администрации [Порошенко] все удивлены, президент разъярен».
Некоторые ВИП-свидетели не только знали о венской встрече в верхах, но и присутствовали на ней.
— Да, я там был, — подтвердил Сергей Левочкин. (Левочкина, близкого к Кремлю, наблюдатели считают причастным к попыткам разгона Майдана и масштабным провокациям.) Он добавил, что стороны верили — победа в первом туре «может вывести ситуацию из кризиса». Что характерно, никого из бывших регионалов цинизм Левочкина не возмутил. Напротив.
Юрий Бойко напомнил о поисках баланса между Россией, США и Европой, хоть спасти президентство Януковича, который «метался», это не помогло. Потому «Фирташ поддержал в 2013-2014-м Виталия Кличко, а затем единого кандидата в президенты», — подтвердил лидер «Оппозиционного блока».
Инна Богословская, по традиции, пожаловалась на Юлию, которая настроила американцев против Фирташа: «Тимошенко дала слово не принимать участия в президентских выборах, но, если только он будет уничтожен».
Образ «украинского Березовского» витал в зале Земельного суда Вены. Вряд ли здесь предвидели, что экономическое, пусть и весьма нерядовое дело, нанесет удары по репутации высшего руководства Украины. По призыву «Жить по-новому!», с которым Порошенко выиграл гонку в один тур.
Впрочем, о том, что Дмитрий Фирташ собеседовал (и, возможно, не раз!) с Петром Порошенко и Виталием Кличко в Вене, написал еще весной 2014 года репортер «Украинской правды» Сергей Лещенко, расследователь-«фирташевед». Кандидата в президенты сразу призвали к ответу в прямом эфире ток-шоу «Свобода слова». «Летали поздравить с днем рождения брата Кличко, Владимира. Там же оказался и Фирташ. Встреча была. Но ее результаты Дмитрию, думаю, не понравились»,— улыбнулся Петр Алексеевич. Осенью журналист Лещенко стал депутатом Рады по списку президентского Блока Петра Порошенко.
…Суд отказался подвергнуть олигарха экстрадиции в США — не счел достаточными доказательства обвинения. Тем более, и разговор на процессе повернул совсем в другую сторону.
Фирташ спасен (ну, если не сработает апелляция прокуратуры). Зато мир увидел, как выглядит нечищеный механизм украинской политики, и трутся друг о друга его шестеренки.