«Жить по-новому», вторая серия
Президент и премьер Украины продолжают договорной матч
Когда я начала писать эту заметку, правительство Украины, работу которого 16 февраля Рада признала неудовлетворительной, но в отставку отправить не смогла, проводило очередное заседание. За «старшего» был вице-премьер Вячеслав Кириленко. Сам глава кабинета произнес вступительное слово, отдал распоряжения и покинул зал, бросив на прощание: «Я — к Порошенко!» Заседания правительства прозрачны: транслируются онлайн на официальном канале YouTube. Новость разлетелась по СМИ. Развязка казалась неизбежной: или — или.
…Вскоре после конфуза в Раде, когда стало понятно, что кабинет Яценюка остался до сентября, о выходе из правящей коалиции заявили две фракции — «Батьківщина» и «Самопомощь», плюс несколько депутатов от «Блока Петра Порошенко». Впрочем, де-юре коалиция все равно продолжала существовать, необходимый для успешных голосований депутатский минимум сохранялся. Но никто не давал гарантии, что шаткое большинство удержится. Коррупция в Украине не такие союзы разъедала. Что тогда? Досрочные парламентские выборы?
«Потратим миллиард государственных средств, четыре месяца политического времени…» — негодовал руководитель президентской фракции в Раде Юрий Луценко. Он убеждал, что выборы приведут к власти еще больших популистов, а также реваншистов-«регионалов», и предлагал просто переформатировать нынешний кабинет. То есть собрать команду технократов-исполнителей без президентских амбиций. Намек не только в адрес Яценюка, который уже сравнил себя с Бальцеровичем и Маргарет Тэтчер, тоже «сжигавшими» личные рейтинги непопулярними, но необходимыми мерами в управлении экономикой…
Главным критиком действующего премьера выступал Михаил Саакашвили, глава Одесской обладминистрации. Но Саакашвили отмахивался: «Мои амбиции гораздо выше, чем премьер-министр!» Он первым назвал провал голосования по отставке кабмина «олигархическим сговором». А журналисты подсчитали, сколько раз за ночь перед отчетом правительства в Раде в здание на улице Банковой, где находится администрация президента, приезжал премьер Яценюк.
Впрочем, Луценко лишь ретранслировал пожелание Петра Порошенко, сформулированное весьма туманно: «Кабмин нужно немедленно «перезагрузить», но министры-реформаторы и их команды должны остаться». Кого персонально глава государства считает реформаторами? Кто именно должен уйти? В лексиконе политиков начало мелькать слово «стабильность». Некогда этот термин очень любил Янукович.
Сам Яценюк не собирался добровольно подавать в отставку и тем самым облегчать жизнь Раде и президенту. На сайте кабмина появились выдержки из интервью премьера немецкой Frankfurter Allgemeine Zeitung. «Я никогда не критиковал президентскую партию… Я сделал все для того, чтобы избежать сценария 2005 года, когда демократический лагерь распался из-за внутренней конкуренции», — подчеркнул глава правительства собственные заслуги. Но передал содержание доверительного разговора с президентом: «Я сказал — если я вас больше не устраиваю, вам нужно сформировать новое правительство». И тут же объяснил, почему время начнет работать против Украины: «…Не будет никого, кто мог бы выполнить наши жизненно важные соглашения с Международным валютным фондом».
Действительно, общественное сознание уже поставило знак равенства между Яценюком и МВФ: деньги, мол, стране дают только «под Арсения». Хотя Международный валютный фонд, начиная с сентября, все сильнее беспокоился по поводу снижения темпа реформ. А с того момента, как Рада «подвесила» кабмин, сроки поступления очередного транша в 1,7 млрд долларов вообще сместились в неизвестность.
Яценюк не убеждает президента в своей безальтернативности. Просто приоткрывает занавес — что сразу же случится с гривной, с обеспечением армии, с ценами и тарифами, с социальными выплатами, если кто-то надумает устроить конкурс на звание «Лучший технократ»…
Между тем никаких важных сообщений для прессы ни от главы государства, ни от кабмина не последовало. Источник в президентской администрации сообщил «Новой», что «Яценюк встречался с Порошенко для поиска выхода из кризиса. Он каждый день здесь бывает. Почему ему захотелось вдруг объявить об этом на кабмине, не знаю».
Источник: Новая газета