Майдан и власть: война миров
Да ладно вам, в Ольстере люди живут, и ничего!
«Как они так могут?! Почему они так поступают?» На этот вопрос относительно то ли власти, то ли участников протестов, мне за последние два с половиной месяца пришлось отвечать десятки раз. По телефону, по скайпу, во время обеда в ресторане, на деловой встрече в офисе и, наконец, дома на кухне. И свой ответ я всегда начинала со слов: проблема в том, что обе стороны не знают и не понимают своих оппонентов. В результате они не могут правильно спрогнозировать поведение своего «противника» и, как следствие - дальнейшего развития ситуации. Именно поэтому мы наблюдаем постоянное обострение ситуации, несмотря на все декларации о поисках компромисса.
Безусловно, часть представителей власти и ей сочувствующих, как и часть приверженцев Майдана, к сегодняшнему дню открыли для себя довольно много «окон» в реальный мир. Протестующие очень изменились - радикализировались и ожесточились. Власть, напротив, не изменила свою картину мира, а наоборот – укрепилась во взглядах на окружающую действительность. Другое дело, что они изначально были максимально жесткими.
КАРТИНА МИРА ВЛАСТИ И ЕЕ СТОРОННИКОВ.
Власть, Партия регионов и ее электорат на Юго-Востоке считает, что Майдан поддерживают три немногочисленные группы экстремистки настроенных граждан. Это, во-первых, фашисты-«бандеровцы», во-вторых - наемники, получающие деньги из США и ЕС, в-третьих – «обманутые» оппозиционными лидерами «простые люди».
К первой категории, т.н. «идейных», относят «Свободу», «Правый сектор» и всех жителей Западной Украины скопом. Вторая категория, «проплаченные агенты Запада». Это Автомайдан, журналисты, не работающие на Партию регионов и медики-волонтеры. Третья группы – это «маленькі українці», которые слепо верят своим кумирам (дальше должен следовать перечень из трех обидных прозвищ оппозиционной «тройки» + Юля). При этом существует твердое убеждение, что наивные сторонники оппозиции верят лидерам протеста только из-за применения специальных технологий зомбирования, разработанных западными специалистами и активно применяемых на митингах на Майдане и в оппозиционных СМИ.
Целями Майдана, по мнению власти и ее сторонников, является незаконное свержение законноизбранного главы государства. Соответственно, если следовать этой логике, участвуя в протестах против законной власти, граждане автоматически ставят себя «вне закона», поэтому заслуживают самого жестокого наказания. Но власть, несмотря ни на что, проявляет «терпение». Поэтому методы борьбы с Майданом «умеренные и цивилизованные»: никто не стреляет из танков, никто не пускает газ Зарин. Всего лишь отправляют под арест – хотя бы под домашний - всех «фашистов» и «наемников», сначала хорошенько их проучив: выбив глаз, разбив голову, лишив руки. Понятно, что посмотрев на это, «обманутые граждане» наконец-то «откроют глаза» и откажутся от «незаконной, бессмысленной и опасной» протестной активности.
Один раз государственный переворот при поддержке Запада удался – «абсолютно легитимный президент», уже получивший поздравления от лидера соседней страны, был тогда отстранен в результате «оранжевой революции». А все из-за бесхребетности Кучмы и его команды! Теперь же «власть сильна, как никогда», и даст отпор со всей строгостью закона. Общий девиз власти: «Враг будет разбит, победа будет за нами». Соответственно, переговоры нужно вести только об условиях капитуляции.
При этом надо сказать, что картина мира власти изначально была такой. То есть, как враги воспринимались даже поющие и танцующие студенты. С течением времени позиция властей практически не изменилась.
КАРТИНА МИРА МАЙДАНА наоборот, кардинально поменялась со временем. Часть убеждений, на которых изначально была основана идеология Евромайдана, утратила былую популярность, столкнувшись с украинскими реалиями. В то же время, появилось много новых представлений относительно окружающей действительности.
Итак, пунктирно: во что верят участники протеста.
Мирные протесты – законное право. Блокирование дорог, зданий, пикетирование судов и домов чиновников – это законный мирный протест.
С помощью мирного протеста люди показывают власти, что не согласны с проводимой ею политикой. Власть не может игнорировать мнение народа, и должна уйти в отставку или хотя бы принять все требования митингующих.
Жители Юго-Востока просто обмануты. Им нужно активнее доносить правду о Майдане, и они нас поддержат, потому что тоже не любят власть.
Депутаты Партии регионов – это политики, поэтому они должны иметь собственную политическую позицию. Нужно громче взывать к их морали, и они услышат не только своих спонсоров, но и людей на Майдане. И тогда удастся в парламенте прийти к компромиссному решению, которое снизит накал страстей на улице или даже сможет прекратить протесты.
Судьи тоже люди, поэтому нужно давить на их совесть, и они начнут судить по справедливости.
Внутренние войска и «Беркут» можно убедить перейти на сторону народа. Нужно просто подобрать нужные слова и правильные формат их подачи.
Если власть продолжит упорствовать - Запад поможет. Надавит на Януковича, введет санкции против бизнеса «Семьи» и провластных олигархов... И власть пойдет на уступки.
Если же власть не захочет слышать народ и западных политиков, не будет выполнять требования Майдана… В ноябре инициаторы Евромайдана даже представить такого себе такого не могли. В декабре участникам протеста казалось, что для достижения результата нужно лишь увеличить число участников Народного Вече по воскресеньям. Потом возникла надежда на Европу, США, олигархов… В январе Майдан верил в коллективный разум Верховной Рады. А после событий на Грушевского уже задумался над активными действиями и начал присматриваться к «Правому сектору».
Сегодня на дворе февраль. Майдан сегодня верит Парубию и его Самообороне. По-прежнему верит в то, что «згинуть наші вороженьки…», но теперь готов за это сражаться, а не просто стоять, петь, танцевать и ждать, пока солнце растопит врагов, как росу или снег на баррикадах.
… «Что будет дальше?» - это второй вопрос, которым меня донимают коллеги, друзья и знакомые. Если совместить картины мира двух противоборствующих сторон, прогноз развития ситуации действительно выглядит довольно мрачно. Но, наверное, я еще не готова озвучить свои мысли по этому поводу на широкую аудиторию. Хватит перепуганных друзей, которых я решила успокоить словами: «Да ладно вам, в Ольстере люди живут, и ничего!»