Босния и Герцоговина: полезный опыт для Украины
Наставники из России, смогли «впарить» донецким и луганским проект, уже показавший свою несостоятельность
Децентрализация в Боснии и Герцеговине согласно Дейтонским соглашениям привела страну к краху.
Межэтническая война в этом регионе бывшей Югославии началась в 1992 году. В 1995 воюющие стороны подписали мирные Дейтонские соглашения. Военные действия были остановлены, но установившийся мир не обеспечил не то что развития, но даже нормального функционирования искусственно созданного государства.
«Дейтонское соглашение положило конец войне», – объясняет Джейми Шеа, в то время – официальный представитель НАТО, а сейчас – заместитель помощника генерального секретаря по новым вызовам безопасности. «Боснийские сербы добились своей важнейшей цели – получение собственной автономии, при этом боснийские мусульмане смогли предотвратить разделение Боснии и сохранить преобладающую часть территории. Одним словом, ни одна сторона не добилась своей максимальной цели, но они покинули переговоры, добившись приемлемого для них минимума. Если бы Дейтонское соглашение не было подписано, конфликт, вероятно, продолжился бы».
Урегулирование было сложным. В результате государство состоит из Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской. Эти административные единицы поделены на кантоны и регионы, которые пользуются значительной автономией и управляются собственными правительствами.
«Несмотря на то, что Дейтонское соглашение сыграло ключевую роль в прекращении конфликта, критики говорят, что в результате его подписания Босния и Герцеговина осталась с недееспособным государственным устройством». Это – оценка ситуации с точки зрения НАТО.
Объединение в одном государстве непримиримых оппонентов породило сложнейшую структуру государственного устройства, основанную на многоуровневой системе «сдержек и противовесов». В соответствии с Дейтонскими соглашениями была создана чрезвычайно сложная, но обеспечившая равное представительство боснийцев, хорватов и сербов, система государственного управления. Во главе государства стоит Президиум Боснии и Герцеговины, в который входят по одному представителю от сербов, боснийцев и хорватов. Решения принимаются консенсусом представителей трех народов, что приводит к бесконечным кризисам и бездействию власти.
Полная противоположность позиций не позволяют центральной власти республики принимать, в первую очередь, внешнеполитические решения. Один из примеров – БиГ оказалась полностью парализованной относительно «украинского вопроса», так как по отдельности Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская приняли прямо противоположные заявления относительно «референдума» в Крыму и российской оккупации полуострова.
Не менее важен экономический аспект. «Настоящим административным лабиринтом, питающим кумовство и коррупцию и отпугивающим иностранных инвесторов», называет государственного устройство Боснии и Герцеговины Euronews.
Коррупционеры-бюрократы БиГ напрочь отпугнули финансистов и бизнесменов. Республике не дают кредитов, сюда не идут инвестиции. В Боснии и Герцеговине закрылись практически все промышленные предприятия. Безработица в БиГ составляет 45% (!).
А теперь примерьте этот опыт на Украину. Прогноз для Донбасса катастрофический, для всей Украины - печальный.
Жаль, что более продвинутые в «гуманитарных» вопросах геополитики, чем элита Донбасса, наставники из России, смогли «впарить» донецким и луганским проект, уже показавший свою несостоятельность. Вопрос в том, достаточно ли киевская власть осведомлена относительного актуального мирового опыта децентрализации власти в условиях вооруженного конфликта.