Старость Европы. Несколько спорных тезисов про европейскую политику относительно Украины
Страны Западной Европы всего лишь каких-то полвека назад были колониальными империями.
1. Страны Западной Европы всего лишь каких-то полвека назад были колониальными империями. Поэтому события, происходящие в бывших африканских колониях, понятней (причем в прямом смысле слова тоже, потому что в Африке говорят на французском, немецком, голландском) и ближе, чем где-то в Восточной Европе. Отсюда пугающее украинцев равнодушие «старой Европы» к событиям в Украине.
2. В рамках колониальных традиций Россию и Украину воспринимают как метрополию и колонию. Формально украинская борьба за свободу и независимость будет поддерживаться и одобряться. Однако ментально российская империя воспринимается равной по статусу, тогда как Украина находится где-то на уровне Конго, Руанды, Сомали, Зимбабве.
3. Российская культура давно стала частью европейского культурного наследия. На центральной площади столицы объединенной Европы, Брюсселя, в рождественском шоу в эти дни играет музыка Чайковского. А что и кого знают европейцы в Украине? Каких композиторов, художников, писателей? Занимается ли украинское государство продвижением нашей культуры в странах «старой Европы»?
4. Украина сама тиражирует свой имидж как «недостраны» и бывшей колонии. Показательным является стремление приглашать россиян для продвижения имиджа страны. Вот только два примера. Первый - идея назначения в Мининформ российского журналиста Сергея Лойко. Второй - приглашение в качестве ведущих украинских журналистов на конференцию в Европарламент Евгения Киселева и Савика Шустера.
Претензий к профессионализму этих мэтров журналистики нет и быть не может, но посыл Европе и всему миру однозначен: украинцы сами не в состоянии управлять собой (в данном случае - своим имиджем), им нужны представители метрополии.
5. Европейцы не любят американцев. Во-первых, что-то постимперское (комплексы) здесь тоже присутствует. Во-вторых, ментальные отличия. Сегодняшние европейцы никогда не снимут «Криминальное чтиво» или «Ярость». Жесткие нравы «дикого Запада» претят западноевропескому бюргеру. Поэтому проамериканские настроения украинского общества и чересчур агрессивный, как для европейцев, стиль поведения украинских политиков и общественных деятелей, отталкивают от нас и европейских политиков, и европейских обывателей.
6. Старая Европа панически боится революций. Не нужно переоценивать европейскую демократию - во многих странах Европы до сих пор правят монархи. Народный бунт воспринимается, на самом деле, крайне негативно. Хотя Евромайдан с геополитической точки зрения не мог не быть одобрен Европой, методы нашей борьбы никак не могли получить беззаговорочную поддержку и одобрение властей европейских стран. Опасно - ведь население ЕС получит нежелательную модель поведения. И без того европейским странам приходится регулярно бороться с акциями протеста трудящихся.
7. Ведущая страна Евросоюза, Германия, за более чем полвека полностью уничтожила любые воинственные настроения в своем обществе. Для этого реализовывалась целая правительственная программа по технологиям социальной инженерии ... Но это тема отдельной статьи.
Кроме того, Бундесвер, как утверждают специалисты, ощутимо потерял боеспособность. Точнее, она была осознанно ликвидирована.
На вооружение Германией сегодня взята политика исключительно пряника - со всеми нужно договариваться, использовать во внешней политике только экономические рычаги. Кнут был выброшен как нецивилизованный метод принуждения, остался только современный метод подкуп... эээ... материальной заинтересованности. В русле немецких стратегем действует и весь Евросоюз. Санкциям - да, любым силовым акциям или военной помощи - нет.
Ну и в завершение хочется напомнить, что Западную Европу называют «Старым Светом» и «старушкой». Помните об этом, когда будете в следующий раз апеллировать к европейцам или обижаться на их отношение к Украине.