Гибкий курс. Что это значит?
НБУ перешел к гибкому курсообразованию на валютном рынке
НБУ перешел к гибкому курсообразованию на валютном рынке, но, по сути, перевел валютный рынок под ручное управление. Так, Нацбанк ввел ряд ограничений на валютном и гривневом рынке (Постановление 49):
Нужно будет привыкать к тому, что курс гривны начнет достаточно заметно изменяться не только к рублю или евро, но и к доллару. И это не всегда будет однонаправленное движение. Так, в дни пика спроса НБУ получит возможность завышать курс доллара. А в другие дни понижать. Поможет в этом шестидневная блокировка гривны для покупки валюты в этом Нацбанку.
Кстати, стоит понимать, что откладывание покупки импортерами инвалюты на шестой день позволит НБУ предвидеть ситуацию. Но вот импортеры перестанут понимать, по какому же курсу они смогут покупать – неделя, слишком большой срок в наше неспокойное время. А значит, они вынуждены будут закладывать появившиеся валютные риски в цену. Насколько это будет возможно с учетом низкой покупательной способности населения.
Тем временем, курс гривны в пятницу на межбанке вернулся к 8,5 против доллара. При этом НБУ смог откупить немного валюты ($84 млн.) в изрядно похудевшие с начала года резервы. Последние упали в январе до $17,8 млрд. вследствие интервенций по удержанию гривны от девальвации ($1,7 млрд.) и погашения внешних долгов ($1,1 млрд., в том числе кредит МВФ $0,65 млрд.). И это при том, что Нафтогаз задолжал Газпрому $3,3 млрд., в т.ч. $2,7 млрд. долг за 2013 год. В начале текущей недели Нацбанк продолжит скупать валюту, так как действует шестидневная задержка на покупку валюты на межбанке, а 50%-ную обязательную продажу валюты экспортерами никто не отменял. И вот вопрос – пойдет ли Нацбанк на дальнейшее укрепление гривны или удовольствуется уровнем 8,5.
Даже если Украина возобновит получение кредитов из России, эти деньги пойдут на оплату российского газа. И увеличение валютных резервов не произойдет. Получение кредита МВФ из-за политических сложностей также под вопросом (американцы деньги дадут только Яценюку). Скорее всего к осени валютные резервы сократятся до $15 млрд. и ситуация станет близкой к критической.
Стратегически важно понимать, что сокращение валютных резервов на фоне быстрого роста гривневой денежной массы является главной причиной ослабления курса гривны. Сейчас Нацбанк ударил по обоим составляющим этого уравнения – замедлил оборачиваемость гривны, что эквивалентно сокращению денежной массы, а также ограничил и осложнил покупку инвалюты. На какое-то время это позволит стабилизировать курс и уж точно снимет панические настроения. Однако стратегически Украине для возврата к более свободному валютному рынку нужно вернуться к положительному сальдо платежного баланса и не за счет краткосрочных кредитов. В противном случае мягкое (или резкое) снижение курса гривны станет неизбежным.
Одновременно не могу не отметить, что переход к гибкому курсообразованию позитивно скажется на экономике Украины. Для населения постепенно главным фактором выбора валюты депозита станет разница процентных ставок между гривневыми и валютными депозитами, а не страх перед очередной девальвацией. В итоге это приведет к уменьшению доли инвалюты в сбережениях украинцев.