Встреча с руководством НБУ. Итоги и выводы
По итогам встречи экспертов-экономистов и руководства НБУ, по приглашению главы Нацбанка 12 февраля 2015 года
По итогам встречи экспертов-экономистов и руководства НБУ, по приглашению главы Нацбанка 12 февраля 2015 года
Из позитивного
1. НБУ стал намного прозрачнее и готов слушать экспертов и рынок.
2. Достигнута договоренность с МВФ о кредитной линии на $17,5 млрд. (всего на $40 млрд. на следующие 4 года, в том числе уже есть договоренность на $25 млрд и порядка $5 млрд Украина получит быстро).
3. Своп-линия с Китаем по юаню – облегчит импорт из Китая.
4. Ожидается увеличение валютных резервов к концу года до $17 млрд.
5. Дефицит текущего счета платежного баланса $1,5-2 млрд.
6. Базовая инфляция (без учета цен на энергоносители и продукты питания, а также коммунальные услуги и газ для населения) не превысит 20%
7. Монетарная база вырастет на 91 млрд. грн. – отсюда, если пересчитать монетарную базу (424 млрд. грн.) относительно валютных резервов ($17 млрд.) то в конце года курс гривны предполагаем 25 грн/долл., то есть на уровне текущего рынка.
Критика НБУ
До 2014 года у НБУ была идея-фикс – мы держим стабильный курс гривны и все будет хорошо.
Теперь новая идея-фикс – мы очистим банковскую систему и снизим инфляцию, и все будет хорошо.
И снова телега оказалась впереди лошади. НБУ пытается принимать решения, как будто действует в идеальной экономике. И практически игнорируя интересы и особенности поведения населения, экспортеров и внутренних производителей.
В условиях экономического, а еще и политического кризиса и войны ликвидность начинает концентрироваться в защитных активах (самых надежных банках и в наличном долларе), а также изыматься государством через увеличение налоговой нагрузки.
Таким образом, нарушаaется денежное обращение, кровеносная система экономики. В банковских ячейках и на черном валютном рынке «все в порядке», а в реальной экономике денежный голод. А это усиливает экономический спад и порождает увеличение бюджетного «голода» из-за налоговых недопоступлений. Как следствие – новая волна налогового давления, сокращения бюджетных расходов, эмиссии гривны и девальвации. И так далее по заколдованному кругу депрессии или того хуже стагфляции (кризис в сопровождении гиперинфляции).
В борьбе с большим злом – стагфляцией – НБУ начинает бороться с высокой инфляцией и проводит жесткую монетарную политику. А это ведет к самоусиливающейся депрессии – в итоге через два-три года такая политика очистит экономику от плохих предприятий и банков. И выживут самые сильные. Но готова ли Украина к появлению миллионов безработных? И не приведет ли это к социальному взрыву и новому Майдану? И переживет ли этот Майдан Украина?
Итак, только в сильной экономике может быть сильная национальная валюта и низкая инфляция.
Нацбанк не может и не должен самоустраниться от управления экономикой. НБУ должен стимулировать рост экономики и рост товарной массы и только тогда добьется не видимости краткосрочного улучшения, а стабильно низкой инфляции и справедливо оцененной и стабильной гривны.
Для этого нужно, чтобы все решения НБУ взвешивались с точки зрения экономики - будут они стимулировать долгосрочный экономический рост или наоборот, повредят ему. Реальный экономический рост не за счет инфляции.
Мои операционные рекомендации:
1. Разделить плохие и хорошие деньги - например, с 1 марта снять все ограничения на снятие денег, которые заходят в систему через кассу после 1 марта.
2. Если уж вы приняли решение очистить банковскую систему от плохих банков, то действуйте быстро, уложитесь в 3-6 месяца. Текущая операция выглядит как медленная ампутация конечностей без наркоза. Замените «пилу» на «топор».
3. НБУ должен установить операционный контроль над ФГВФЛ с целью кардинально улучшить условия его работы – у вкладчиков должна быть уверенность в получении объективно максимального объема возмещения от плохих банков, а у заемщиков о неотвратимости «наказания» (погашения кредитов).
4. Поддерживать ликвидность хороших банков, которые кредитуют предприятия реального сектора (экспортеров и производителей конечной продукции для внутреннего потребления). Обеспечением под долгосрочные кредиты рефинансирования может стать экспортная выручка и НДС-облигации, а также облигации системно важных украинских предприятий.
5. Дайте статистику по количеству банковских ячеек – количество и их суммарный объем. Это позволит хотя бы приблизительно объективно подсчитать объем долларов на руках населения.
Отдельно про ожидаемый рост цен на газ для населения и тарифов на коммунальные услуги. Все понимают краткосрочную острую необходимость этого шага. Но без демонополизации рынка газа, электроэнергии и коммунальных услуг такой рост тарифов неизбежно приведет к увеличению нагрузки на бюджет (помощь малоимущим). В Украине обязательно и быстро нужно создать конкурентный рынок коммунальных услуг. Не ожидайте, что население безропотно оплатит из своего кармана всю неэффективность этого сектора.