Что будет после Путина
Классические вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» в современной России пора сменить на не менее важный и емкий вопрос: «Что после Путина?»
Классические вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» в современной России пора сменить на не менее важный и емкий вопрос: «Что после Путина?» Думают ли россияне о том, что будет дальше? Размышляют ли о том, как сложится жизнь всей страны после того, как рухнет нынешний режим? Есть ли у оппозиционно настроенной части общества план действий на этот случай? Не просто какая-нибудь декларация о намерениях, манифест или другая писулька, а серьезная стратегия развития государства? План, в котором не только будет указано, как России избавиться от статуса страны-бензоколонки. Есть ли там идеи по сбалансированию разрыва между Москвой и «замкадьем»? Как строить отношения с остальным миром? Есть что-то, кроме банального набора фраз?
Собственно, спрашиваю об этом не для того, чтобы разругать российскую оппозицию. Не для того, чтобы отвлечь внимание от «Маршей мира» и других протестов. Не для того, чтобы разъединить и так не очень-то сплоченное движение против путинского режима.
Спрашиваю потому, что Путин не вечен. Рано или поздно он уйдет (умрет, заболеет, будет свергнут революцией или олигархами – это сейчас не важно). Это не пророчество, а простой закон логики: ничто не вечно.
Украинцы тоже не верили, что возможен второй Майдан. Революция началась неожиданно – и так же неожиданно закончилась. До самых трагических дней все спорили между собой, кто будет представлять протестующих на выборах против Януковича. А потом он бежал. И оппозиция оказалась неготовой к тому, что власть окажется в ее руках. Они не знали, что с этой властью делать. Могут ли россияне позволить себе роскошь быть не готовыми к уходу Путина? Российский писатель Виктор Ерофеев считает, что агрессия против Украины после ухода Путина сама по себе не прекратится. Ведь не в самом только ВВП проблема, но и в его народе, это только подтверждают последние заявления Михаила Ходорковского и Алексея Навального.
Бывший собственник ЮКОСа настаивает на том, что проблема возвращения Крыма Украине состоит в том, что такое решение будущей власти будет позитивно воспринято российским обществом. Раз даже Ходорковский так считает, то есть ли у него – и других российских политиков и гражданских активистов – идеи насчет того, как положить предел имперскому сознанию? Как он собирается оздоровлять общество? Что надо сделать для того, чтобы Россия все-таки встала на рельсы либеральной демократии? Чтобы больше не нападала на соседей? Кто-то предложил хоть одну стратегию или какой-нибудь план?
Путин – не вечен, поэтому каждый в России, кому не безразлична судьба страны, должен задать себе вопрос: а что после Путина?