Что сделало возможной «Русскую весну»
Украина — это государство, которое всегда было крайне неэффективным в управлении.
Украина — это государство, которое всегда было крайне неэффективным в управлении. Особенность украинского бытия — тупое и неповоротливое государство и удивительное гражданское общество, способное к самопожертвованию, самоорганизации, альтруизму, волонтерству. Как говорится, у Украины нет ядерного оружия, потому что его волонтерам пока не заказывали. Тут государство является не субъектом развития, а фактором деградации, оно только мешает.
Чтобы наладить отношения с жителями востока, нужна долгосрочная государственная политика. Более того, этих людей, в принципе, можно было и не терять. Но в течение 25 лет Украинское государство не имело возможности напрямую общаться с жителями Донбасса и Крыма. Такой условный Ринат Ахметов говорил Киеву — мол, по всем вопросам о Донбассе или Крыме вы со мною договаривайтесь, а с местным населением я всё порешаю и обо всём договорюсь сам, вы туда не лезьте. В результате оказалось, что воспитанием местного населения и гуманитарной политикой в этих регионах занимались жесточайшие украинофобы. Что и сделало возможным «Русскую Весну».
Ну и полтора года назад политика по отношению с этим регионам тоже была убийственно ошибочной. Киев относился к Донбассу неправильно — как к ментально взрослым людям. А надо было относиться к ним, как к подросткам, такая у них логика поведения и понимания всего — они наивные, доверчивые и уважающие насилие. Надо было постоянно помнить о главнейшем отличии Донбасса от остальной Украины: эффективности насилия. Если ты бандюк — то ты наш, крутой, уважаемый человек. Поэтому когда в 2004 году вся Украина узнала, что бывший заключенный хочет стать президентом, то все сказали — нет, нельзя, как такое можно допустить! А на Донбассе сказали: о, да он наш, родной!
А вот если говорить о Порошенко, то тут имел место феномен завышенного ожидания. Он — слишком уж из бизнеса, а не из политики. Логика его мышления — управленческая, корпоративная, но не политическая. А сейчас ведущие политики — и Порошенко, и Яценюк — должны быть трендмейкерами развития. А у них вместо педали газа — тормоз.
В Украине две сверхзадачи — война и модернизация. Нужно бороться с драконом. А чтобы не стать драконом, надо, допустим, развалить его дворец. Если это фактор искушения, его надо ликвидировать. Должна быть переосмыслена сама философия власти. Она не должна сочетаться с собственностью, роскошью и богатством. В Украине нужно власть превратить в средство, а не в цель. Что такое «общее благо» в Украине — это сложный философский вопрос. СССР по многим признакам был намного концептуальнее, чем современная Россия или Украина. Союз был «государством развития», а Украина и Россия — это государства деградации. В Украине должна была бы быть эффективная Рада Реформ с большими полномочиями. Пока же есть не стратегия реформ, а их имитация, культ карго. Называют правильные слова в правильном порядке, среди которых на первом месте должны быть «Европа» и «евроинтеграция», но концептуальное понимание смыслов развития не интересно ни Яценюку, ни Порошенко, ни всем остальным. Интеллектуальная элита тоже этого не делает. А кораблю, который не знает, куда ему плыть, ни один ветер не будет попутным. СССР был на две головы выше в этом отношении, в ЦК КПСС был даже Отдел развития. Там планировалась модернизация СССР. Теперь же место «Земного Рая» в идеологии заняли ЕС и НАТО, но думают, что евроинтеграция и всё остальное само случится — такая ментальная установка. И Путин сам скончается — як роса на сонци. А так не бывает — везде нужны сверхусилия.
Источник: отрывок из интервью на сайте «Слова и Смыслы»