Путь к путинизму
Моим грузинским студентам все сложнее объяснять, что такое культ личности.
Моим грузинским студентам все сложнее объяснять, что такое культ личности. Они изучают историю СССР иначе чем в России и оценивают советскую империю с точки зрения тоталитарного государства со всеми вытекающими признаками, включая культ личности. Они откровенно хихикают, когда я показываю им иллюстрации – Ленин с бревном, Ленин без бревна, Сталин с девочкой на руках, Сталин – генералиссимус на передовой Второй мировой войны, Хрущев с огромным початком кукурузы, Брежнев с иконостасом из орденов и медалей. Студентам смешно – они родились в другой стране и многие уже не знают кто такой Чапаев, а при рассказе о Павке Морозове делают удивленные глаза и наивно переспрашивают о плохом воспитании юного советского героя.
Наконец приходит время и я им рассказываю о современном культе личности – Путин, Кадыров, Медведев. Студенты с любопытством разглядывают фотографии и часто спрашивают – что, все в России верят в это? Грузинским студентам повезло, они не видят этого безобразия уже больше 20 лет. Когда я им показываю старые снимки на которых Эдуард Шеварднадзе взасос целуется с Брежневым, брезгливо морщатся и, кажется, начинают понимать, что такое культ личности. Наверное, это вирус, – рассуждает один студент. – Ну да, – смеется смелая студентка и потупив глаза замечает, что культ личности передается через поцелуй, как некоторые венерические болезни.
Моим студентам повезло – портреты политиков они видят только во время предвыборных кампаний. А я вспоминаю историю трехлетней давности, когда Валерия Новодворская ввергала в шок продавцов грузинских книжных магазинов, требуя продать портрет Саакашвили. Ей отвечали, что такого товара отродясь в магазинах не было, потому что в Грузии это не принято. Как бы вы не относились к политикам, ваше право любить их дома – там и вешайте сколько угодно портретов и даже можете их целовать с утра до вечера. А сам портрет можно распечатать на принтере.
Вождизм – самая опасная советская болезнь, причины и последствия которой хорошо известны. Кого любили в российской империи? Правильно – Бога, царя и Отечество. Бога – понятно почему, царя – так положено, к тому же в России он был главой церкви. Любовь к Отечеству – само собой разумеющееся. Каждый диктатор, пришедший к власти в результате переворота, вынужден делать все, чтобы его полюбили. Как царя, как Бога, как властителя Отечества. Большевики решили отменить Бога и объединить «царя» и «бога» в одно целое. Получился культ личности.
Поскольку Советская Россия, а потом и СССР жили в состоянии постоянной революции, то культ личности передавался по наследству престола. Изменялся только образ. Ленина рисовали добродушным дедушкой, хотя физиологически он им никогда не был. Хитроватый прищур глаз должен был подчеркивать не кровожадность или большевистскую наглость, а доброту и сердечность. Ленин с кошкой – любитель животных, Ленин с детьми – якобы семьянин, Ленин с бревном – неутомимый труженик. О том, что Ленин подписывал приказы расстреливать священников и царскую семью, то об этом советским людям не рассказывали, иначе культ был бы разрушен. Ведь культ личности – это то, что создается, а не то, что на самом деле.
Следующий – сухорукий вождь Сталин, хотя и был ростом средним, но на картинах и фотографиях изображался атлантом, который на своих могучих плечах держал глобус СССР. Образ Сталина был выверен согласно времени – полувоенный френч, галифе, сапоги, трубка в руках – вечно занятый постоянной борьбой за светлое будущее вождь. Культ личности превратил Сталина в отца народов, которые он с легкостью маньяка переселял миллионами, в друга спортсменов и писателей. Его размеренная речь должна была завораживать советских людей, убаюкивать и не напоминать о миллионах репрессированных, сосланных в ГУЛАГ или расстрелянных в оврагах. Сталин никогда не был на передовой Второй мировой войны, но художники старались и создавали «шедевры», на которых Сталин вел в блиндаже беседы с офицерами или стоял у линии фронта в тулупе, вглядываясь в сполохи взрывов и зарева пожарищ.
Хрущева изображали несколько комично, но Никита Сергеевич и был таким. Его образ должен был вызывать у советских людей умиротворение и спокойствие в голодные послевоенные годы. Вечная улыбка, кукурузина в руке, стук туфли по трибуне Генеральной ассамблее ООН и печальный финал – забытая могила на Новодевичьем кладбище.
На смену коротышке в вышиванке пришел Леонид Ильич Брежнев. Его образ – добряк, симпатичный мужчина с густыми бровями. Еще одна важная деталь в образе Брежнева, которую не только не стеснялись, но всячески выпячивали – жаркие мужские поцелуи. Он целовался взасос с Эриком Хоннекером, Эдуардом Шеварднадзе, Тодором Живковым, Гейдаром Алиевым, Бабраком Кармалем, практически со всеми, с кем его сталкивала судьба на стезе Генерального секретаря ЦК КПСС. Кроме, конечно, американских президентов, которые вряд ли бы допустили такое культовое панибратство.
Брежневу несказанно повезло с телевидением. Ко времени его правления почти в каждой советской семье был телевизор, который ежедневно рассказывал о различных подвигах Леонида Ильича. Брежнев боролся за мир – и посылал войска в Афганистан. Брежнев строил БАМ – который сейчас никому не нужен. Брежнев провел Олимпиаду-80 – на которую не приехали спортсмены ведущих стран. Брежнев был писателем. Трилогия «Малая земля», «Целина» и «Возрождение» была издана массовым тиражом и переведена на все языки народов. Позже правда стало известно, что настоящими авторами трилогии были Аркадий Сахнин, Анатолий Аграновский и Александр Мурзин. Зато Брежнев стал членом Союза писателей СССР.
О Брежневе было больше всего анекдотов, высмеивающих его привычки. С тех пор он укрепился в сознании советских людей только тем, что носил густые брови, любил себя награждать орденами и медалями, целовался взасос и тем, что произнес самую нелепую фразу – «экономика должна быть экономной». О следующих двух генсеках уже никто не вспоминает, они промелькнули в советской истории бесследно, не успев создать себе культ личности. Люди они были болезненные и серые. Пожалуй, от Юрия Антропова осталось название водки «антроповка» и операции советской милиции по отлову в кинотеатрах и парках прогульщиков.
Михаил Горбачев не оставил следа в советской традиции культа личности. То ли по сравнительной молодости, то ли осознавая свою миссию преобразователя СССР. Советский народ невзлюбил его: во-первых, из-за странной антиалкогольной кампании, во-вторых, из-за перестройки и гласности. Даже малейшая свобода, которую предложил Горбачев, была воспринята неохотно и даже негативно. Не привык советский народ к свободе, как волк, выросший в зоопарке и привыкший к двухразовому питанию. В отличие от матрон – супруг Ленина, Хрущева и Брежнева, Раиса Горбачева элегантно одевалась, а это было противно людям, выросших в ватниках и чесучовых пиджаках.
Примерно, такое же отношение уже у российских людей было к Ельцину. Культа не было, а была тихая ненависть, особенно к пожеланиям первого российского президента жить свободно и независимо, что противоречило принципам привыкшего к лагерным условиям населения. Вместо культа личности были анекдоты и злые шутки – про часто пьющего, несдержанного и неопрятного Ельцина. Он попытался сделать приятное постсоветскому народу – начал войну в Чечне, но с позором ее проиграл. Воспитанное в условиях военного коммунизма население не хотело свободы и мирной жизни, оно жаждало крови и мести.
И вот пришел он. Серый невзрачный человек, как положено оперативнику КГБ, ни чем не запоминающийся, без опыта государственной службы, кроме нескольких лет в должности портфеленосца Анатолия Собчака. Создание культа личности требовало больших усилий. Начали с «черного пояса» по дзюдо, и Путин резво швырял через бедро мальчиков и девочек, кланялся и вразвалочку ковылял по татами в белом кимоно. Этот образ оказался не по нраву россиянам, как и образ теннисиста – грузного с одышкой Ельцина. Народ жаждал «сильной руки» a la Сталин, и тогда Путина стали засовывать в подводную лодку, в рубку корабля, в кабину истребителя. Он делал строгое лицо, суровый взгляд, его глаза наполнялись сталью.
Политтехнологи понимали, что второго «сталина» из Путина не выйдет и тогда начали лепить дополнительные детали, выстраивая новый образ гуманиста. Теперь Путин целовал детей в животы, лечил тигрицу, указывал путь стерхам, играл со своими собаками, ездил на лошади и ловил рыбу. Особую роль в формировании образа нового руководителя должна была играть церковь и она с удовольствием сыграла. Трудно сказать, когда член КПСС с 1975 года научился креститься, но Путин это делает истово, насупившись и с очень правдивым, устремленным к небесам взглядом закоренелого церковника. Правда, никто никогда не слышал из его уст ни слов молитвы, ни каких-либо цитат из Евангелия, но многие поверили, что он, будучи подполковником КГБ, тайно посещал церковь и воздавал хвалу Господу, проклиная грехи своих коллег за все годы советской власти.
В СССР и в современной России было принято верить всему, что показывают по телевидению и пишут в газетах. Поскольку Путин быстро подмял под себя все СМИ, то народ поверил в «искренность» Путина, в его слова о «нравственности», о «семейных ценностях» и совершенно спокойно отнесся к разводу вождя. Культ «сильной руки», образ «собирателя земель русских» в комплекте с идеологией «встающей с колен России», уже не мог извенить мнение большинства россиян, возненавидевших либерализм и либеральные идеи. Как и 30-50 лет назад, население заняло свою удобную позицию созерцателя, наблюдая за подвигами Путина. Собственно, культ личности и нужен для того, чтобы население, с одной стороны, восхищалось, а с другой, не вмешивалось в процесс руководства.
Путину сказочно повезло. К технологии создания его культа личности был приспособлен интернет, а также все остальные коммуникационные достижения, ранее помогавшие вскармливать предыдущих вождей – кино, телевидение, радио, изобразительное искусство и литература. О нем уже написано несколько десятков книг, созданы произведения искусства – от памятников до предметов домашнего обихода, тарелок и солонок. Есть детские книжки, почтовые марки, песни, кинофильмы, мультфильмы, иконы. Пока нет оперы и балета, но у культа личности нет предела.
Если сравнивать культы всех советских и постсоветских вождей, то Путин конечно стал лидером. Его совершенству нет предела. Если Россия продолжит политику самоизоляции и закроется новым «железным занавесом», то трудно себе представить насколько разовьется самолюбование и тщеславие человека, случайно оказавшегося в Кремле. Тщательно создающаяся российскими политтехнологами идеология вправе называться путинизмом, каким когда-то были ленинизм и сталинизм, но намного тоталитарнее и жестче.
Культ личности – сфера идеологии, и к экономике, а тем более к политике не имеет никакого отношения. Культ личности – главный признак авторитаризма. Сталин был «отцом народа», но совершенно ничего не понимал в экономике, установив плановое производство сельского хозяйства и промышленности. Хрущев чуть было не стал инициатором третьей мировой войны во время Карибского кризиса. Брежнев начал войну в Афганистане, не предполагая, что оккупация далекой страны приведет к экономическому кризису и международной изоляции СССР. Ельцин не послушал аналитиков-кавказоведов и начал войну в Чечне. Наконец, Путин совершил громадное количество ошибок, но культ личности пока держит его на плаву. Лозунг «Вперед к победе путинизма!» будет какое-то время актуальным, но надолго ли?