Забытый ГУАМ возвращается? «Новое дыхание» организации без «старшего брата»
В 1997 в Страсбурге во время саммита Совет Европы президенты четырех стран – Украины, Грузии, Молдовы и Азербайджана приняли решение создать организацию с необычным названием ГУАМ, состоящее из первых букв названий государств.
В 1997 в Страсбурге во время саммита Совет Европы президенты четырех стран – Украины, Грузии, Молдовы и Азербайджана приняли решение создать организацию с необычным названием ГУАМ, состоящее из первых букв названий государств. Через два года к организации присоединился Узбекистан. Новое объединение постсоветских государств стало называться ГУУАМ. Основатели не скрывали, что цель организации – евроинтеграция и сближение с НАТО, а также – «решение замороженных конфликтов, формирование совместных вооружённых блоков и пересмотр существующих систем безопасности». Это была первая попытка постсоветских стран выйти из под влияния России, попытаться самостоятельно решить накопившиеся с 1991 года проблемы.
У трех стран ГУУАМа были территориальные проблемы, в создании которых непосредственное участие принимала Россия, сепаратистские регионы – Приднестровье, Карабах, Абхазия и Цхинвальский регион (Южная Осетия). Украина уже ощущала дыхание «русского мира», желающего прибрать к рукам Крым и Юго-Восток страны. Для Узбекистана участие в откровенно антироссийском блоке можно объяснить поиском своего места в геополитике. Однако через три года, с 2002 года президент Узбекистана Ислам Каримов перестал участвовать в саммитах ГУУАМа, а в 2005 году официально денонсировал свое участие в организации. Причинами выхода Ислам Каримов назвал отсутствие указанных в декларации организации территориальных проблем, а также неспособность активно участвовать в этих процессах в «силу географического положения».
Обычно не принято ждать более подробных объяснений от президента, но участие и выход из организации совпали с событиями, которые могли повлиять на странность поведения Узбекистана. Участие в ГУАМ совпало с решением Узбекистана в апреле 1999 года выйти из ОДКБ, организации созданной Россией для координации военных ведомств постсоветских стран – Армении, Кыргызстана, Беларуси, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана. Туркменистан и Молдова вообще не принимали участия в создании военно-политического союза, как тогда шутили, «российской альтернативы НАТО». В Баку и Ташкенте решили, что исчерпали свои возможности понимать необходимость Организации Договора о коллективной безопасности, которая на самом деле не решала проблемы ни безопасности, страны-участники ОДКБ не имели ни реального права голоса, ни реальной защиты.
Тогда 9 апреля 1999 года из ОДКБ вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан. 30 июля случились события, которые называют «баткенскими». На юге Кыргызстана у села Зардалы Баткенского района была замечена группа вооруженных людей в количестве около двух десятков человек, требующих беспрепятственного прохода на территорию Узбекистана. Они представились членами запрещенной организации «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). Через несколько дней военные самолеты и вертолеты Узбекистана разбомбили позиции боевиков, которых, по данным официального Ташкента, было более 1000 человек. До сих пор никто внятно не может объяснить, откуда появились в таком количестве боевики. Они утверждали, что с территории Афганистана, но чтобы подойти к кыргызо-узбекской границе необходимо пересечь весь Таджикистан. Без ведома российской военной разведки из 201-й дивизии, это сделать практически невозможно.
В итоге Узбекистан вернулся в ОДКБ, из которого во второй раз вышел уже в 2012 году. В октябре этого года директор Центра стратегических исследований (ЦСИ) Узбекистана Фарход Толипов неожиданно заявил, что Узбекистан вновь может вернуться в ГУАМ. По его словам, ГУАМ имеет большое значение с геостратегической точки зрения и является единственной организацией на постсоветском пространстве, членом которой не является Россия и в «регионе необходимо создать новую стратегию безопасности». Саммиты ОДКБ проходят раз в году, никаких существенных решений за последние годы не принималось, вооруженные силы России по-прежнему являются доминирующими среди всех стран-членов умирающей организации. За все время существования ОДКБ было проведено несколько военных учений. Никаких шагов к разрешению старых конфликтов ОДКБ не предпринимал, поэтому в составе организации нет стран, пострадавших от сепаратизма, поддерживаемого Россией. Они давно перестали верить Кремлю.
Конечно, ГУАМ создавался как моральная альтернатива России и части постсоветского пространства. В пору создания и сейчас у Киева, Тбилиси, Кишинева и Баку не было таких финансовых ресурсов, чтобы поддерживать как в ОДКБ огромный административный аппарат. Но как-то противостоять имперским потугам Кремля, озабоченного восстановлением своего влияния, было необходимо. Само собой, и Кремль, и кремлевская пропаганда расценивают существование ГУАМа как «оранжевую» организацию, находящуюся под влиянием Запада. Со времени своего создания, ГУАМ был признан Советом Европы и ООН, получив статус наблюдателя на Генеральной ассамблее. На саммите в Киеве в 2006 году была принята декларация о создании новой международной организации — «Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» и её устав. Были также озвучены планы создания топливно-энергетического совета, призванного скоординировать усилия по обеспечению энергетической безопасности стран-участниц. Местом расположения штаб-квартиры ГУАМ был определен Киев, Генеральным секретарем является грузинский дипломат Валерий Чечелашвили.
Согласно Уставу основными целями ГУАМ являются: утверждение демократических ценностей, обеспечение верховенства права и уважения прав человека; обеспечение устойчивого развития; – укрепление международной и региональной безопасности и стабильности; углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества; развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала; активизация политического взаимодействия и практического сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес.
Григол Вашадзе, возглавлявший внешнеполитическое ведомство Грузии в 2008-1212 годах, считает, что за ГУАМом будущее. Эта организация имеет все основания стать важно на постсоветском пространстве, как и Вышеградская группа, состоящая из стран, входящих в Евросоюз и НАТО – Польша, Чехия, Словакия и Венгрия. Как считает Вашадзе, роль ГУАМа на постсоветском пространстве может быть более энергичной и активной, особенно в сфере безопасности и энергетики. То, что три страны ГУАМа уже подписали договоры об Ассоциации с ЕС, не умаляет их роли в качестве посредников для решения проблем внутри бывшего СССР.
На самом деле, Вышеградская группа была создана в 1991 году, задолго до вступления в 2004 году всех четырех стран в Европейский союз. Даже разделение в 1993 году Чехословакии на два суверенных государства – на Чехию и Словакию, не повлияло на интеграцию в рамках группы. Цели Вышеградской группы с самого начала были определены в четырех пунктах: желание устранить остатки коммунистического блока в Центральной Европе; стремление к преодолению историческую враждебность между центрально-европейскими странами; убеждение в том, что совместными усилиями будет легче достичь поставленные цели, успешно решать социальные преобразования и участвовать в процессе европейской интеграции; идеологическая близость правящих элит.
Если переложить эти цели на перспективу развития ГУАМа, то первый пункт явно требует поправки – вместо «остатков коммунистического блока» вполне логично определение – «остатков имперского российского влияния». Все четыре страны после начала российской оккупации в Украине объединяет не только одно советское прошлое, но и российское имперское настоящее. К списку оккупированных российской армией за последние 22 года территорий соседних постсоветских стран добавились и новые, украинские территории – Крым и части Донецкой и Луганской областей. Особой «исторической враждебности» между странами ГУАМа не наблюдается, поскольку страны отделены друг от друга парами, разделенные Черным морем, а те, что остались после распада СССР, опять таки связаны с Россией.
В отличие от Вышеградской группой, календарь которой насыщен встречами, ГУАМ пока не столь активен. По всей видимости, у стран-участников ГУАМ могут появиться новые идеи и проекты, даже несмотря на военные действия в Украине и постоянные угрозы, которые слышны из Кремля в адрес Грузии и Молдовы. Григол Вашадзе считает , что ГУАМ может расшириться за счет присоединения других постсоветских стран, которые посчитают, что принципы ГУАМ из более близки, чем кремлевские имперские проекты вроде СНГ, ОДКБ или уже скоропостижно умирающего Евразийского союза. ГУАМ также может стать и посредником между постсоветскими странами, которые определили сое будущее с Евросоюзом и НАТО и теми, у кого выбор еще контролируется Москвой.
В начале декабря глава МИД Украины Павел Климкин в своем микроблоге в Twitter написал: «Беру председательство в ГУАМ. Надо наполнить ее новым содержанием. Для начала я предложил заседания вести на английском, а не на русском. Все поддержали». Учитывая патологическую ненависть Кремля ко всему «антирусскому», это решение можно назвать сугубо политическим. Украинскому министру, этническому русскому, явно повезло стать законодателем новой антикремлевской концепции – стать «антирусским» будучи русским. И если ГУАМ получит новый импульс развития, то на постсоветском пространстве появится принципиально новые политические отношения – без «старших» и «младших» братьев.