Этот загадочный «русский мир»
Если и принято подводить итоги прошедшего года, то нужно признать событием года легализацию «русского мира».
Если и принято подводить итоги прошедшего года, то нужно признать событием года легализацию «русского мира». Теперь не только публикуемые в большом количестве статьи или истошные интервью идеологов этого странного философо-психиатрического явления, а уже реальное воплощение, как говорили большевики, «в жизнь». Теперь мы знаем не только о том, что «русские племена» воевали в первом тысячелетии до нашей эры с китайской империей, но и кто живет рядом с нами – эти «столпы» мировой политики, недавно замахнувшиеся на покорение Марса. «Русский мир» теперь можно понюхать, пощупать или получить от него пулю в лоб. Он вылез из идеологического подполья – с прилавков московских книжных развалов подземного перехода под Лубянкой и шумных «русских маршей». Теперь можно попытаться объяснить, что это такое.
Сейчас на перепутье веков «русский мир» окончательно сформировался, соединив в себе большевизм, развитой социализм, «православие», фашизм, сталинизм, антисемитизм, исламофобию, нацизм, а также состояние, которое психиатры называют «идиотизм». Как и непосредственные компоненты – алкоголизм, наркоманию и бандитизм.
Поскольку все эти «измы» часто вмещаются в сознание отдельно взятого представителя «русского мира», то попробую представить его портрет. Согласно легендам о русском чудо-богатыре наш герой более 150 килограмм весом, само собой, с окладистой бородой и густыми «славянскими» кудрями. Поскольку в физиогномических признаках «русского человека» существует разнобой, то, допустим, что у него один глаз нордически голубой, второй – карий. Соответственно, волосы русые, борода каштановая, взгляд суровый.
Одет наш герой в рубаху, подпоясанную витым ремешком, в широких штанах, на ногах, естественно, лапти. Элита «русского мира» ходит в спортивной форме «Adidas» китайского производства. Если следовать историческим трудам идеологов «русского мира», то именно такой исконный богатырь дошел до реки Янцзы, чтобы покорить китайского императора. По некоторым данным, «русские богатыри» доходили до Амазонки, пешим ходом преодолев Берингов перешеек. Кажется, потом они взорвали перемычку, чтобы оградить «Великую Россию» от всего остального «русского мира». Не знаю, насколько это практично, но логику в идеологии «русского мира» искать не надо. Надо просто верить, как в канал НТВ. Из всех континентов, которые причисляются историками к «русскому миру», по-расистски обойден стороной африканский континент, но, не сомневаюсь, будет найдено объяснение и этому геополитическому курьезу.
К описанию героя нужно добавить лампасы, эполеты, аксельбанты, нашивки и шевроны, на которых чудесным образом совмещаются переплетенные между собой православный крест, серп и молот, поверх которых восседает двухголовая птица. В одной лапе она держит том «Капитала» Карла Маркса, в другой портрет В.В.Путина, обвитый полосатой лентой. Фоном служит земной шар, вокруг которого позолоченная надпись, имитирующая древнеславянское письмо – «русский мир».
Идеологическая «каша» вполне объяснима, если кто-то интересовался криминальным миром и знакомился с энциклопедией бандитских татуировок. В изобразительном ряде криминальных татуировок заложен весь семантический код – от церковных куполов до колючей проволоки, от обнаженных женских тел до профилей Сталина и Ленина. Среди криминальных тату встречаются точно такие же символы, которые сейчас исповедуют ярчайшие представители «русского мира» – православный крест с номерами статей Уголовного кодекса на фоне восьмиконечной звезды лагерных авторитетов. Или череп на фоне свастики внутри все той же восьмиконечной звезды. Именно там, «на зоне» зародилась символика, которую так часто используют на просторах «русского мира». Там перемешалось все – кресты и свастика, портреты Гитлера и серп с молотом. И что совсем удивительно, в татуировках используется церковная символика – купола церквей, изображение Христа, Богоматери, кресты. Как насмешка над заповедями, как прямая ересь, которую боится комментировать официальная церковь. Правда, как и настоящие еретики, могут использовать христианство, отклоняясь от общепринятых догм, так и в криминальном, а теперь и в «русском мире» христианство – лишь внешний признак. Для многих поход в храм ничем не отличается от участия в партсобрании или утреннего совещания в районном отделе ФСБ.
Еще одно странное совпадение – жизнь по понятиям, а не по законам. Понятия устанавливают, как в криминальном мире – «законники». Для представителей «русского мира» действующие законы и Конституция – нечто аморфное, которое должно быть, но ему абсолютно не обязательно следовать. Так живет Россия, последние 15 лет уже не таясь,не стесняясь воровского мира. Теперь блатной и уголовный жаргон – распространенный обиходный жанр речи – от президента до полевого командира, от журналиста до комментатора социальных сетей.
Признаков криминального «русского мира» много, главный – иерархия. После отмены свободных и прямых выборов губернаторов и мэров, система российской «демократии» все больше напоминает сходки в Государственной думе, где законы заменяются понятиями-«наказами», поскольку сами законы никто не соблюдает, поскольку существует «воровской закон», устанавливаемый «ворами» и «авторитетами». В системе государственного управления «русского мира» есть свои «авторитеты», «бакланы», «бойцы», «братва», «пацаны» и, само собой, «козлы», «петухи», «суки», «фраера» и «обиженные».
В России и раньше, еще со времен империи, существовал воровской мир, который пыталась контролировать царская охранка. В революционную пору к большевистской революции присоединились многие «авторитеты», посчитавшие, что в идеологии большевизма есть что-то общее с «воровскими понятиями». Например, Мишка Япончик (Моисей Винницкий) с радостью устанавливал социалистическую революцию. Или авторитетный в Бессарабии налетчик, неоднократно судимый Григорий Котовский, «легендарный комбриг». Он был убит в 1925 году бывшим «коллегой», Мейером Зайдером по кличке «Майорчик». Часть российских воров участвовали даже в военных действиях в период Второй мировой войны, а некоторые получали правительственные награды. Правда и то, что тыловые «авторитеты» их переставали признавать, называя «польскими ворами», «ссученными», то есть, предавшими «воровские законы».
Советский Союз создавал не только социализм, который был внешней оболочкой, внутри был создан совершенно другой, воровской мир – со своими законами-понятиями, иерархией, армией, финансовыми институтами и культурой. Эти два мира сосуществовали параллельно, особо не мешая друг другу, поскольку разделительным кордоном был КГБ и МВД. Они делали вид, что борются с криминалом, на самом деле занимались расследованием бытовых преступлений. «Воровской мир» не избегал тюрем, ставших своеобразной «школой жизни» для расширяющегося криминального мира.
И теперь в России криминал живет достаточно вольготно, координируя свою деятельность с обычными властями. «Воры в законе» спокойно живут на воле, периодически устраивая сходки и обсуждая перспективы своего развития. В политику особенно не лезут, если не считать комический случай в 1999 году превращения ОПГ «Уралмаш» в одноименный Общественно-политический союз, а лидер ОПГ-ОПС Александр Хабаров даже был избран депутатом городской думы Екатеринбурга. И он, и другие «авторитеты» – любимцы власти и творческой элиты России. «Авторитеты» и «воры в законе» теперь бизнесмены и меценаты, депутаты и главы районов и городов, они собирают коллекции автомобилей и икон, еще раз доказывая, насколько криминальный мир переплетен с церковью и властью, искусством и спортом. Теперь это называется российской демократией. Не удивительно, что первая страна, которая начала войну с криминальным миром – Грузия, стала самой нелюбимой в Кремле.
«Русский мир» – интернационален, «русский» – лишь прилагательное, обозначающее географическую принадлежность. Как и в 1917 году, так и сейчас «яркие» представители «русского мира» могут быть совсем не славянами и даже не формальными «православными», в иерархии эти признаки только мешают формировать сообщество людей, строящих свой странный мир. Поэтому «русским казаком» может стать и Александр Розенбаум, и Рашид Закирзянов. Собственно, создание «советского человека» было связано с тем, чтобы люди забывали свои исторические и культурные корни, а подчинялись только «понятиям», которые громко назывались «советскими законами». «Великоросский» язык постепенно превращался в феню, на которой говорил «паханат» – Политбюро ЦК КПСС.
Современная Россия восстанавливает традиции советского «паханата», который позволяет управлять людьми намного легче, чем демократия – выборы, законы, парламентаризм и контроль над властью. Созданная иерархия, как и в «воровском мире», поделила общество на «авторитетов» (правительство, Государственная дума), держателей «общака» (олигархи и финансовая система), «бойцов», воюющих там, куда указывают «паханы», и уже достаточную большую армию новых идеологов-«петухов», которые пишут книги о «Великой России» и мечте «сколенвечновстающих» быть главным во всем мире.
Противостояние с «русским миром» – это не идеологическая борьба с бредовыми идеями вроде «этрусски были русскими», а война с криминалом, который скрыт за красивой оболочкой. «Паханат» позволяет сочинять увлекательные истории про «чудо-богатырей». Это всего лишь красивый идеологический фон, позволяющий дурачить людей.