Подлый август 2008-го
Семь лет назад я оказался на войне. Случайно. Летел в Грузию отдыхать, а оказался в воюющей стране, в которой теперь живу, которую люблю
Семь лет назад я оказался на войне. Случайно. Летел в Грузию отдыхать, а оказался в воюющей стране, в которой теперь живу, которую люблю. Которой благодарен за то, что она учит меня быть свободным и независимым, за честь знать людей чести и доблести и гордится тем, что сила и мужество не зависит от размера страны. Маленькая, в 144 раза меньше России, страна смогла выстоять и, конечно, сможет победить – подлость всегда большая, а смелость всегда сильнее.
Образ Грузии в советское время был почти всегда комическим. Иногда грузины сами старались – мало кто так может смеяться над собой, как создатели самого оригинального кинематографа на постсоветском пространстве. В другом, интернациональном советском кино среднестатистический грузин был в кепке-аэродроме, с букетиком гвоздик, большим носом и смоляными усами. В Советском Союзе так к грузинам и относились как к несерьезному народу, много пьющему, поющему и танцующему. Страна жила в состоянии «великой дружбы народов», поэтому основополагающий имперский народ был русский, а все остальные – «чурки», «бульбаши», «хачики», «хохлы», «чернож...ые», «узкоглазые». Никто же не отрицает, что этот лексикон возник в период расцвета советского интернационализма.
Путин Грузию проморгал, банальным образом. Вероятно, в 2004 году надеялся, что молодой президент Михеил Саакашвили оботрется в совке, поймет, что деваться ему некуда и вернется под сень Кремля. Путин просчитался, а Саакашвили начал менять свою страну. Грузия из большой шашлычницы стала превращаться в европейскую страну – безопасную, без взяток и коррупции, с бурным строительством и реформами в образовании и здравоохранении. Выдержать и принять это Путин не захотел, не смогла душа советского чекиста понять, что кто-то из «советской семьи народов» решил жить самостоятельно. С Кыргызстаном, Таджикистаном, Беларусью, Арменией и Казахстаном все было просто – припугнуть русскоязычным населением или поднять на учения российскую военную базу – и все, успокоились и стали слушать Кремль, как прежде.
Возможно, что Путин что-то знал о Грузии. Например, о том, что произошло 9 апреля 1989 года. Но, подозреваю, ему совсем ничего не было известно о том, что Грузия с первой оккупации в 1801 году весь 19 век бунтовала, ежегодно поднимались восстания против оккупантов. Неспокойно было и коммунистам после захвата Грузии в 1921 году. Знал бы Путин историю, не пытался бы опять прибрать к рукам Грузию. Ни насилием, ни деньгами, ни войной, ни уговорами. В 2006 году депортировали грузин из Москвы – они не успокоились, в 2007 году послали Бадри Патаркацишвили организовать переворот – не получилось. В 2008 году Путин решил завоевать Грузию, как 200 лет назад, и опять не получилось. Ему бы успокоиться, но он – как настырная моль, которую гонят из одного шкафа, летит в другой, пока не прихлопнут.
Только наивный человек сейчас, после того, что случилось в Украине, может поверить глупости о «мирно спящем Цхинвали» – тогда, семь лет назад для Кремля и кремлевской пропаганды было важно найти оправдание. Врали напропалую – врали о «трех тысячах погибших», врали о своих «миротворцах», врали Саркози и Бушу, врали всем, кто выступал тогда в защиту Грузии от российской агрессии. Путин думал, что чуть-чуть надавит, захватит, кроме Абхазии и «Южной Осетии», немного земли – и грузины упадут на колени. Нет, не знает он истории Грузии, особенно истории сопротивления российской оккупации за 200 лет.
Подлость Путина разочаровала многих грузин. Несколько лет говорить о «единоверии» – и разбомбить монастырь Никози. Столько клясться в любви к «культурной общности» – и убить двух военнослужащих грузинской армии: капрала Смирнова и рядового Никитина. В Кремле даже не заметили, как защищали Грузию ее граждане – этнические армяне и азербайджанцы, русские и украинцы. Впрочем, российские оккупанты никогда не обращали внимание на население, им важно захватить территорию, привезти из Москвы марионеток, потом объявить о всенародной поддержке и начать репрессии. Как это было всегда, как это происходит сейчас в Украине.
В августе 2008-го было жарко и мерзко. Под Гори осетинские бандиты грабили журналистов и население. В самой «Южной Осетии» готовились к уничтожению грузинских деревень, их потом военными бульдозерами подчистую сравняли с землей – на месте самой крупной, Тамарашени, построили поселок Московский. Не поленитесь, загляните в Википедию, чтобы увидеть статью под названием «Тамарашени (бывшее село)». По легенде, село создано еще при царице Тамар (12-13 века), до войны там жило около 1000 человек. Во время войны 13 августа правозащитная организация Хьюман Райтс Вотч заявила, что осетинские ополченцы грабят и жгут грузинские села в «Южной Осетии», включая село Тамарашени. После оккупации московские власти построили на месте снесенного села поселок «Московский». Просто разровняли, стерли с лица земли память многих веков.
Путин очень наделся на страх, полагая, что грузины испугаются, а они, даже оппозиционеры, ненавидящие Саакашвили, спрашивали, когда будут создаваться партизанские отряды. В Грузии на месяц вообще замерла политическая жизнь – кто имел претензии к Саакашвили, объявили негласный мораторий. Всего несколько недель грузинам хватило, чтобы понять, что имеет в виду Кремль, когда говорит о «единоверии» и давних культурных связях: российские оккупанты грабили все, что плохо лежало. Грабили склады фирмы «Никора», производителя сосисок и колбас, грабили дома, тащили оттуда ковры и телевизоры, банки с маринадами и вареньем, мародерствовали в грузинских военных частях .
Буба, Вахтанг Кикабидзе через несколько месяцев после войны записал клип «Разочаровали». Многие из грузинской интеллигенции были тогда растеряны – они все выросли в Советском Союзе, считали себя равными, наслаждались восхитительными комплиментами – «ах, на холмах Грузии, ах, вино и шашлык, ах, пальмы и пляжи». Теперь, когда по Грузии было нанесено 292 ракетно-бомбовых удара, интеллигенция поняла – «разочаровали». Столько клясться в любви, приезжать, гулять, отдыхать, пить, есть, восхищаться – а потом взять и разбомбить.
Путин под давлением США и ЕС был вынужден отказаться от плана захватить всю Грузию, но признал «независимость» Абхазии и «Южной Осетии». В 1993 году из Абхазии изгнали 350 тысяч грузин, в 2008 году из «Южной Осетии» – еще несколько десятков тысяч, полностью очистив 25 процентов территории Грузии от этнических грузин. Это преступление, за которое Путин так и не ответил, нарушив договоренности 2008 года, когда Николя Саркози пытался утихомирить российского премьер-министра, пока пост президента занимал местоблюститель Медведев.
Война в Украине помогла понять, что хотел Путин 7 лет назад. И как многие события в Украине сейчас повторяют грузинские – и вранье, и лицемерие, и применение оружия, и опять вранье. Конечно, Путина и Россию надо было наказывать тогда, в 2008-м, а может быть, и раньше, в начале 90-х, когда российские войска под видом защиты сепаратизма отхватывали куски Молдовы, Грузии, Азербайджана. Само собой, придумывали разные истории – о защите русскоязычных или армян, но суть имперской политики была похожа все последние века – захватывать территории, чтобы потом шантажировать правительства.
Как и любая война, агрессия Грузии будет иметь долгие последствия – в Грузии растет новое поколение молодых людей, которые не желают говорить на языке оккупантов. У России проблемы будут иметь длительную перспективу. Украина стала индикатором отношения к России мирового сообщества, понявшего, наконец, что Кремль и Путина надо останавливать.
Источник: Крым.Реалии