Цхинвальські сепаратисти відповідають санкціями
У «Південної Осетії» готують список грузинських «злочинців»
Мовою оригіналу
Смотреть на «государство» под названием «Южная Осетия» смешно и удивительно: около 20 тысяч населения, но есть свой «МИД», «МВД», «Министерство обороны» и даже «Министерство финансов». При этом более 90% бюджета – это деньги российских налогоплательщиков, поставляемые в Цхинвали из Москвы. Теперь сепаратисты решили ответить на грузинский «список Татунашвили – Отхозориа» и принять санкции против Тбилиси.
«Список Татунашвили – Отхозориа» грузинский парламент принял в конце июня. В нем 33 человека, которые, по мнению законодательного и правоохранительных органов Грузии, систематически нарушают права граждан Грузии. Военнослужащий грузинской армии в запасе Арчил Татунашвили был убит цхинвальскими марионетками в феврале 2018 года, когда навещал родных в оккупированной зоне. Гражданина Грузии Гигу Отхозориа 19 мая 2016 года убил Рашид Канджи-оглы, житель селения Хурча (Ткварчельский район) оккупированной Абхазии. Ни убийцы Арчила Татунашвили, ни убийца Гиги Отхозориа не были наказаны, против них даже не ведется следствие.
Обсудив «список», грузинские парламентарии приняли документ по примеру «списка Магнитского», который кроме практической пользы со стороны западных стран и введение санкций и запрета на посещение стран ЕС и США, имеет политическую подоплеку – «список» лишний раз подчеркивает ужасающее состояние с правами человека в России. «Список Татунашвили – Отхозориа» имеет тот же смысл, единственное препятствие для его практического исполнения – чиновники из Абхазии и «Южной Осетии» не посещают территорию Грузии, так что акцент был сделан на политическую подоплеку документа.
Помимо непосредственных участников преступлений, в список включили еще 30 имен: Славик Бадия, Рауль Кортава, Заур Читанава, Циброна (Эка) Ахалая, Отар Турнанба, Алика Цабрия, Руслан Джопуа, Роза Мирцхулава, Димитр Аршба, Владимир Гуния, Алхаз Мирцхулава, Гия Тужба, Генрих Чанба, Владимир Ануа, Заур Цецхладзе (он же Михаил Тарба), Геннадий Ашхацава, Гела Ванача, Отар Палавандзия, Олег Папаскири, Африкан Бганба, Вахтанг Убирия, Владимир Начач-оглы, Шурик Кокоскерия, Лев Биченов, Гия Туаев, Писо Вазагова, Тамаз Бестаев, Рамчик Пухаев, Аркадий Дзеранов, Зураб Дудаев. Грузинское правительство утверждает, что эти люди с 1991 года по нынешнее время совершили преступления на оккупированных территориях в отношении граждан Грузии.
Из Абхазии пока никакой реакции на список нет, но из «Южной Осетии» пришло сообщение о том, что сепаратисты готовят собственный список, в который включат все «преступления» грузинской власти с 1991 года. По старой привычке цхинвальские марионетки должны были назвать все эти «преступления» очередным геноцидом, но на этот раз постеснялись, хотя десять лет назад произносили этот термин во время августовской войны с большим удовольствием. Они полагали, что слово «геноцид» должно было насторожить мировое сообщество и настроить его против властей Грузии. Потом, правда, оказалось, что число погибших «мирно спящих цхинвальцев» было в более чем десять раз завышено, к тому же не было ни одного гражданского человека.
«Южная Осетия» с начала 1990-х годов была в тени более крупной сепаратистской территории, Абхазии – там и население побольше, и потенциал несравненно больше, и какой-никакой хилый туризм, но есть, туда приезжают россияне с бюджетными зарплатами, чтобы задешево полежать на прибрежных пляжах и покушать. В «Южной Осетии» ничего подобного нет – ни моря, ни пляжей, ни пальм, ни желающих съездить туда даже в командировку. За последние 10 лет Цхинвальский регион (так он звучит согласно Конституции Грузии) стал огромной российской военной базой с ничего не производящим населением.
По существу, «Южная Осетия» – это дотационный формально нероссийский регион, живущий за счет российского налогоплательщика. Соответственно, его «международная жизнь» зависит от расположения Кремля и расторопности кремлевских чиновников. Надо сделать неприятность официальному Тбилиси – и вот в Науру, опять-таки за счет российских налогоплательщиков, отправляют группу сепаратистов из Абхазии и «Южной Осетии», а президента Науру Барона Вака привозят в Сухуми, чтобы он мог засвидетельствовать свое почтение и сказать приятные слова о «независимости» грузинских территорий.
Но Барон Вака был привезен на российском самолете в Сочи и препровожден в Сухуми, а в Цхинвали он направиться не пожелал – что делать в небольшом городке президенту государства в 21 квадратный километр, хотя «Южная Осетия» и больше острова Науру в 186 раз. Однако с каждым годом все надежды Цхинвали на мировое признание их «независимости» тают, оттого у сепаратистских пропагандистов разыгрывается аппетит, когда они придумывают аргументы о «геноцидах». Грузинские эксперты уже сбились со счета, когда читают в очередной раз о новом «геноциде», еще страшнее предыдущего. Они давно перестали отвечать, поняв, что бессмысленно опровергать пустые утверждения. Тем не менее, Цхинвали не останавливается и сочиняет новые истории, которые, скорее, воздействуют на собственное население как пропагандистский пиар-ход, чем на внешнюю аудиторию.
Еще в начале января бюджетная газета «Республика», издающаяся в оккупированном Цхинвали, опубликовала статью «Когда решится вопрос создания Музея геноцида?». В ней утверждается, что последние два десятилетия против осетинского народа проводится геноцид. Другой автор уверяет, что геноцид против осетин проводится с 1920 года. Еще один современный «летописец» считает, что с 1320 года было «14 перманентных геноцидов». На самом деле все началось в 1918-1920 годах, когда Грузия восстановила свою независимость от России, а Юго-Осетинский комитет большевистской партии периодически провоцировал восстания. Всего за этот период их было три, и все они проходили под лозунгом установления советской власти и присоединения Южной Осетии к РСФСР. Уже в 1920 году власти Советской России стали употреблять административное придуманное в 1860-х годах название – «Южная Осетия», хотя официально в период независимости Грузии 1918-1921 годов территория называлась Цхинвальский регион, как и в современной Конституции Грузии. Так что «южноосетинскому сепаратизму» почти сто лет.
28 мая 1920 года «трудящиеся Южной Осетии» приняли меморандум, в котором говорилось, что «Южная Осетия является и должна остаться неотъемлемой частью свободной советской большевистской России». По существу, история осетинского сепаратизма, инициированного и поддержанного Москвой, началась 98 лет назад. В феврале 1921 года Красная армия захватила независимую Грузию, но, несмотря на ожидания осетин, Сталин не стал объединять территории и создавать единую осетинскую автономию. Через год, 20 апреля 1922 года, Центральный комитет компартии Грузии образовал Автономную область Юго-Осетии (АОЮО), позже переименованную в Юго-Осетинскую автономную область. В Цхинвали появились первые этнические осетины, переселенные из окрестностей и других районов Грузии, до того, там жили только этнические грузины, армяне и евреи.
Когда в «Южной Осетии» появляются новые публикации о «геноцидах», там никто не вспоминает о то, что в августе 2008 года, как в Абхазии 1993 года, прошла этническая чистка – из «Южной Осетии» и Абхазии выселили этнических грузин. Тбилиси не называет это геноцидом, для избавления территории от коренного населения есть другой термин – «этническая чистка». Более того, все села, в которых жили этнические грузины, были подчистую сожжены и разрушены российскими военными бульдозерами. В окрестностях Тбилиси и Гори построили пять коттеджных поселков на 18 тысяч человек, где живут беженцы из «Южной Осетии», в том числе и этнические осетины из смешанных браков. На остальной территории Грузии живут в несколько раз больше этнических осетин, чем жителей Цхинвали.
В те же дни, что и пришедшее из Цхинвали сообщение об ответном «списке», в Берлине закончилась 27 сессия парламентской ассамблеи ОБСЕ, на которой были приняты резолюция и декларация «Спустя 10 лет после войны августа 2008 года в Грузии». В них еще раз заявлено «о полной поддержке суверенитета, независимости и территориальной целостности Грузии в ее международно признанных границах», а также выражена «глубокая обеспокоенность в связи с крайне тяжелой обстановкой в области безопасности и гуманитарным положением и сообщениями о случаях дискриминации по этническому признаку на оккупированных территориях Грузии и вновь выражая поддержку основополагающего права сотен тысяч внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) и беженцев, выдворенных из Абхазии (Грузия) и региона «Южная Осетия» (Грузия), на возвращение в места их происхождения при обеспечении их безопасности и уважения достоинства».
Кстати, в пункте 14-м резолюции говорится о том, что ПА ОБСЕ «осуждает убийства грузинских граждан: Татунашвили, Отхозории и г-на Башарули – в Абхазии (Грузия) и регионе «Южная Осетия» (Грузия) и настоятельно призывает Россию не препятствовать расследованию, проводимому властями Грузии по их делам, в том числе с участием международных партнеров, и обеспечить привлечение виновных к правосудию». Если в оккупированном Цхинвали по-прежнему будут настаивать на том, что они не видят проблемы, а указывают только на «геноцид», то выглядеть это будет нелепо, если не смешно.
Профильные комитеты Парламентской ассамблеи ОБСЕ поддержали включение в декларацию резолюций, касающихся России, в том числе и относительно Абхазии и «Южной Осетии», а российская делегация во время голосования заявила о нарушении регламента при голосовании за резолюции и покинула зал заседаний до конца сессии. В то же время спикер Парламентской ассамблеи ОБСЕ Георгий Церетели, днем раньше переизбранный на эту должность, считает, что не нарушал регламент при рассмотрении на заседании ассамблеи резолюций. «Никто, кроме российской делегации, не поддержал то, что они говорили. Они просто взяли одно слово в регламенте ПА ОБСЕ. Почему мы должны требовать уведомления в письменной форме, когда все другие требования соблюдены? Секретариат не раз это разъяснил», – сказал Церетели журналистам.