В Сирії розпочинається нова російсько-турецька війна?
У Путіна є лише два виходи: перший - красиво під фанфари, як в 1989 році з Афганістану, піти з Сирії, і другий - вплутатися в протистояння на сирійській території, що загрожує великими втратами і в живій силі, і в техніці, і в залишках авторитету в світі
Мовою оригіналу
Только-только россияне поменяли свое отношение к Турецкой республике, следуя линии партии и правительства. Только недавно весь советский народ воодушевленно скандировал про Эрдогана и «окурок» и ожесточенно втаптывал в российскую грязь сочные турецкие помидоры и медовые персики. Еще совсем недавно 86 процентов россиян требовали извинений. Потом все враз притихли, когда Эрдоган прилетел в Санкт-Петербург, а Путин назвал его другом. Россияне в вздохнули, приготовили купальники и – очередная напасть.
В минувшую среду утром турецкие войска перешли границу с Сирией и углубились до города Джераблус. Операция «Щит Евфрата» проводится для освобождения приграничных с Турцией территорий от всех террористических элементов, в том числе ИГИЛ и Отрядов народной самообороны (YPG). В своем аккаунте в Твиттере пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калыннаписал: «Турция полна решимости. Анкара продолжит предпринимать необходимые шаги для обеспечения безопасности границ Турции и территориальной целостности Сирии». К вечеру среды стало известно, что турецкая авиация уничтожила 11 из 12 укреплений ИГИЛ и дала возможность оппозиционной Свободной армии Сирии занять несколько населенных пунктов, включая селение Кеклидже в трех километрах от границы, и город Джераблус, от которого до Дамаска 393 километра.
С началом операции в Анкару прилетел вице-президент США Джо Байден, который, как сообщил телеканал TRT Haber, во время пресс-конференции с премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом заявил, что «США готовы оказать Турции любую поддержку». Одновременно Йылдырым сообщил, что во время переговоров с Байденом достигнута договоренность о том, что вооруженные отряды обеих курдских партий – YPG (отряды курдской народной самообороны) и PYD («Демократический союз») – не будут допущены на территории к западу от реки Ефрат, и это, по всей видимости, означает, что почти две трети всей площади Сирии будут контролироваться силами при поддержке Турции и США. Джо Байден подтвердил это условие, заявив, что «военные формирования сирийских курдов должны отойти восточнее реки Евфрат, в противном случае они лишатся поддержки США». «Они не получат поддержку США ни при каких обстоятельствах, если нарушат свои обязательства», – отметил Байден в ходе пресс-конференции в Анкаре.
Ситуация странным образом поменялась в последние месяцы, хотя ранее власти США заявили, что курдская партия «Демократический союз» в Сирии является не террористической организацией, а союзником США в регионе, после чего посол США в Анкаре Джон Басс был вызван в МИД Турции. Тогда же президент Реджеп Эрдоганзаявил, что США должны определиться с тем, кто является их союзником – Турция или курдская партия «Демократический союз» (PYD) в Сирии, которую он назвал террористической организацией. И хотя обе курдские партии противостоят ИГИЛ, у Анкары есть причины, чтобы не верить им, как и прочим курдским партиям и движениям, которые не признают территориальную целостность Турции. В самой Турции существует протурецкая курдская партия, многие этнические курды участвуют в политической и общественной жизни страны. Но со времен активного участия Советского Союза в поддержке РПК (Рабочая партия Курдистана) и их союзников, в том числе и сирийский Демократического союза (PYD) и военного крыла РПК, организации коммунистического толка являются Народные силы обороны (HPG), турецкие власти потеряли надежду урегулирования «курдского вопроса».
Оказалось, что США оказали Турции не только моральную поддержку. Американские истребители F-16 и штурмовики A-10, как сообщил телеканал CNN Türk, нанесли авиаудары в районе города Джараблус в поддержку турецких войск и сирийской военной оппозиции. ВВС США напрямую участвовали в военной операции, и к ночи среды Джараблус и несколько населенных пунктов вдоль турецкой границы были освобождены. Скорее всего, курдских отрядов там не было, а их упоминание на пресс-конференции турецкого премьера и американского вице-президента было обусловлено условиями договоренностей. Как, скорее всего, такие условия были отвергнуты и Путиным во время его встречи с турецким коллегой. Всплеск любви к Турции и Эрдогану был прелюдией к отношениям, какими их видел Путин, но курдская проблема – старая заноза в Турции, которую вытаскивать турки никогда не позволят той стране, которая поддерживала террористов Абдуллы Оджалана.
СССР и современная Россия не просто поддерживали РПК и самого Оджалана деньгами и оружием, но и оказывали политическую поддержку. 4 ноября 1998 года Государственная дума России абсолютным большинством голосов утвердила обращение «К Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину о предоставлении политического убежища в Российской Федерации лидеру Рабочей партии Курдистана Абдулле Оджалану», однако постановление и обращение Государственной думы были оставлены без рассмотрения. Оджалан большую часть своей жизни революционера и боевика провел в Дамаске, пользуясь поддержкой и лояльностью семьи сирийских диктаторов аль-Асадов. Иногда наезжал в Москву к своим покровителем, а 15 февраля 1999 года был похищен спецслужбами Турции с помощью спецслужб Израиля в Кении и помещен в турецкую тюрьму на острове Имралы в Мраморном море.
Национальная Коалиция оппозиционных и революционных сил Сирии выступила с заявлением одобрения поддержки Турции в проведении операции против ИГИЛ. В заявлении отмечается, что в сражениях участвуют и группы, состоящие из подразделений Свободной сирийской армии, с включением в военные действия некоторых оппозиционных групп в Алеппо. Оставалось только дождаться реакции Москвы, чтобы понять, насколько Путин знал о готовящейся операции или все случившееся для него оказалось неожиданным. Только ближе к вечеру был опубликован комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с эскалацией напряженности в районе сирийско-турецкой границы. В нем выражается обеспокоенность «происходящим в районе сирийско-турецкой границы. Прежде всего, вызывает тревогу возможность дальнейшей деградации обстановки в зоне конфликта, в том числе с учетом возможных сопутствующих жертв среди мирного населения и обострения межэтнических противоречий между курдами и арабами».
Заявление МИД России как всегда изобилует ссылками на международные документы, которые сама Россия не любит исполнять. «Убеждены, что сирийский кризис может быть урегулирован исключительно на прочной основе международного права, через широкий межсирийский диалог с участием всех этноконфессиональных групп, включая курдов, на основе положений Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, резолюции 2254 и других решений Совета Безопасности ООН, принятых по инициативе Международной группы поддержки Сирии», – говорится в заявлении. Однако, судя по заявлению турецкого коллеги, главы МИД Турции Мевлюда Чавушоглу,у Москвы и Анкары разное понимание решения сирийской проблемы – у России это поддержка клана аль-Асадов, у Турции – ИГИЛ и курды. «Мы не хотим, чтобы ИГИЛ существовало в Ираке и Сирии», – добавил Чавушоглу.
Что обсуждали в Санкт-Петербурге Путин и Эрдоган, известно только по скупым официальным сообщениям, о Сирии говорилось только в общих словах. Предлагал ли Эрдоган свой план разрешения ситуации, был ли у Путина свой план, сказать сложно, это обсуждалось тет-а-тет. Можно предположить, что турецкий президент поставил условием восстановления отношений именно «курдский вопрос», а параллельно обсуждал эту проблему с США, и визит вице-президента был совсем кстати. Многие наблюдатели, следуя своей давно придуманной сказке о том, что Путин – великий стратег и опытный политик, поражены таким поворотом событий. А каково российским обывателям, на протяжении полугода ругавшим Турцию и Эрдогана, а потом, следуя настроениям Путина, замолчавшим и приготовившимся отдыхать в Анталии? Им теперь опять придется ругать – и помидоры, и пляжи, и все турецкое подряд.
Как бы ни развивались события, у Путина есть только два выхода: первый – красиво под фанфары, как в 1989 году из Афганистана, уйти из Сирии, и второй – ввязаться в противостояние на сирийской территории, что чревато большими потерями и в живой силе, и в технике, и в остатках авторитета в мире. 13-я русско-турецкая война вряд ли будет, России она не под силу – воевать с одной из самых мощных армий НАТО, а без поддержки партнеров Турция в любом случае не окажется. Кажется, для России захлопывается еще одна форточка, на этот раз последняя – как игрока на международной арене. Интересно будет наблюдать за тем, как это будет объяснено населению, в какой форме вранья. Тем временем Турция стягивает бронетехнику к сирийской границе. Тяжелая техника доставляется из Стамбула и ближайших провинций на железнодорожную станцию в районе Картепе на тягачах с турецкими флагами. Танки будут доставлены к границе по железной дороге Косекёй-Ислахийе, а дальше – на сирийский фронт.