Вибори в Грузії. Що на них очікує партію Саакашвілі
Майбутні парламентські вибори в Грузії - це не вибір «дружити з Росією», а рішення про те, як повинна жити країна далі
Мовою оригіналу
Если вы спросите прохожего на улице Тбилиси или Кутаиси, кто победит через два месяца на парламентских выборах в Грузии, то не получите вразумительного ответа. Если человек политически активный, то будет излагать доводы, почему должна победить партия, которой он симпатизирует, но вряд ли утвердительно скажет, что она победит. В минувшую среду ЦИК объявил, что окончательно утверждены списки – зарегистрированы всего 45 политических партий из них самостоятельно будут участвовать 26. Остальные девятнадцать объединены в 7 блоков.
ЦИК отказал в регистрации 19 партиям – шестнадцать из них не представили списки своих сторонников. Были сняты с регистрации партия «Центристы» и политическое объединение «Кварацхелиа-Социалисты». Первая, «Центристы» – за формальность, срок полномочий ее председателя и политсовета истек в 2006 году, после чего никакой документации об изменении руководящего состава партии в реестр не поступало. Соответственно, на сегодняшний день у этой партии руководителя и уполномоченного представителя нет. Однако перед решением ЦИК по стране прокатилась волна протестов в связи с их пророссийской позицией. Причиной стала появившаяся в эфире Общественного телевидения Грузии политическая реклама, в которой «Центристы» в случае победы на выборах обещают избирателям российскую пенсию в размере 400 лари, двойное российско-грузинское гражданство и возвращение российских военных баз в Грузию.
Партия зарегистрирована еще в 2002 году, но от ее имени сейчас почему-то выступает Владимер Бедукадзе, бывший тюремный надзиратель, ставший известным четыре года назад после показа по ТВ постановочного фильма об «издевательствах в грузинских тюрьмах». На самом деле, кадры были сняты в психиатрической больнице, но четыре года назад этот ролик стал переломным в решении избирателей, проголосовавших за «Грузинскую мечту». Три года назад в Москве Бедукадзе был даже награжден специальным призом за мужество и информационный прорыв в СМИ, церемония которого проходила в большом зале Федерации мира и согласия.
В награждении Бедукадзе принимал участие лидер другого запрещенного ЦИК Грузии объединения, председатель партии «Нейтральная Грузия» Валерий Кварацхелиа, который также называет себя руководителем партии «Социалистическая Грузия». В прошлом пресс-секретарь президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, в новые для себя времена после отставки шефа, стал заниматься пророссийской политической деятельностью. Известен своим утверждением – «После советского периода Россия никогда не обладала такой мощью, как теперь!», а также абсолютно прокремлевским отношением к происходящему в Украине – «сегодня между Украиной и Россией нет никакого военного противостояния, налицо только политический конфликт». ЦИК Грузии пояснил причину снятия с регистрации: «Согласно данным Национального агентства публичного реестра, господин Валерий Кварацхелиа не является председателем партии, что служит основой для упразднения избирательной регистрации политического объединения».
В Грузии сложилась любопытная ситуация: официально в стране действуют несколько коммунистических, прокоммунистических и пророссийских партий, но использовать символику они не имеют права, поскольку законодательство запрещает серпы-молоты, советские звезды и изображения советских вождей. Служба государственной безопасности Грузии не раз предупреждала Кварацхелиа о запрете на использование в общественных местах коммунистической символики. Само участие остатков грузинских коммунистов в выборах – скорее дань старым традициям, чем возможность занять какое-то место в политической жизни. В 2013 году на президентских выборах за Нугзара Авалиани, кандидата от Единой коммунистической партии проголосовало всего 663 человека. То есть, 0,04 процента избирателей.
В списке допущенных партий есть несколько левых – «Коммунистическая партия Грузии – Сталинисты», «Единая коммунистическая партия», «Социалистическая партия трудящихся», «Левацкий альянс». Есть и несколько откровенно пророссийских – блок «Промышленники – Наша Грузия», партии «За единую Грузию» или «Народная власть», лидер которой Леван Мамаладзе вообще живет последние годы в России. И, конечно, избирательный блок «Демократическое движение», возглавляемый Нино Бурджанадзе, часто посещающей Москву для встреч с высшим руководством России. Правда, 1 сентября от нее сбежал Генеральный секретарь партии, Заза Векуа. Свое решение он связывает с инициативой Нино Бурджанадзе о внеблоковом статусе Грузии. «Между мной и председателем партии существовало различие во взглядах по политическим вопросам. Я считаю, что это имеет важное значение не для меня, а для страны. Именно поэтому я принял решение оставить партию», – сказал Векуа.
Все социологические исследования за последние месяцы показывают, что реально на покорение 5-процентного барьера претендуют только 4-5 партий и объединений включая и недавно ворвавшегося в политику известного оперного баса Пааты Бурчуладзе, с которым на днях объединились две новые партии, возглавляемые бывшими сторонниками Михеила Саакашвили. Добавило ли проценты такое объединение сейчас сказать сложно, но от Бурчуладзе стали уходить люди по той же причине – неясные цели подобной коалиции. Разброд и шатания испытали на себе все партии – кто-то еще четыре года назад, кто-то до сих пор.
В Грузии политическая жизнь бурная как прокисшее вино: к новообразованным относятся с интересом, но потом разочаровываются и уходят, создают свои партии, а затем происходит как прежде – интриги, сплетни, слухи, подсиживания. Сейчас в Грузии зарегистрировано около 200 партий, большинство из которых не играют никакой роли в политической жизни страны, и только несколько, получивших большее количество голосов на последних выборах, имеют бесплатный ежедневный эфир на втором, политическом канале Общественного телевидения. Остальные по-прежнему живут только тогда, когда соратники собираются за праздничным столом с хорошим вином и закуской.
Двумя основными политическими силами по-прежнему считаются партия Саакашвили – Единое национальное движение, в народе называемом «националами», и «Грузинская мечта», в просторечии – «мечтуны» или «коцы» - сокращенное от грузинского названия «Картули оцнеба». И у тех, и других, с прошлых выборов появились отщепенцы, но «мечтуны» пострадали больше – пришедшая к власти коалиция распалась и сейчас существует только дуумвират – партия «Грузинская мечта» и примкнувшая к ней карликовая Консервативная партия. Произошел распад из-за неясной внешней политики и провальной экономики, когда за четыре года экономическое развитие рухнуло с 8-9 процентов в год при Саакашвили, до 2-2,5 – сейчас. Курс национальной валюты упал вдвое, а обещанных в предыдущей избирательной кампании повышений пенсий, снижений тарифов так и не дождались, да и прочие обещания социальных благ оказались не выполненными.
Грузинское общество не только политически активное, оно, к сожалению, несет в себе еще и атавизмы советского социализма, когда люди верят красивым и ярким обещаниям, не подозревая, что это – пустая ложь. Какое-то время сторонники «мечтунов» еще верили в страшные истории о том, как «при Мише» отбирали бизнес или преследовали людей, сейчас любителей таких сказок стало все меньше и меньше. Социологи фиксируют уже равное количество почитателей «националов» и «мечтунов», но также велико и количество разочаровавшихся, не готовых сейчас голосовать ни за тех, ни за других. Это обстоятельство побудило нынешнего президента Грузии Гиорги Маргвелашвили ездить по стране и встречаться с людьми, уговаривая их прийти на выборы. Он же стал инициатором беспрецедентно ранней предвыборной кампании, с 8 июня, то есть, за четыре месяца до выборов.
На фоне разочарований в парламент могут пройти несколько партий, но реальный расклад могут поменять мажоритарии: в Грузии действует так называемая смешанная система выборов - 77 депутатов парламента выбирают по партийным спискам, по пропорциональной системе, а 73 — из числа кандидатов, баллотирующихся в одномандатных избирательных округах, мажоритарии. В списках мажоритариев от «Грузинской мечты» оказались - бывший игрок регби, музыкант и фронтмен рок-группы «Вакис Парки», бывший член сборной Грузии по регби, ведущий грузинской версии телевикторины «Что? Где? Когда?», олимпийский чемпион по дзюдо 1980 года, театральный актер, два бывших футболиста, руководители нескольких клиник, несколько бизнесменов и министр внутренних дел времен Эдуарда Шеварднадзе. В списках мажоритариев «националов» появились новые молодые лица, в прошлом работавшие в различных министерствах, в первой двадцатке четверть – женщины, но главной фигурой стала жена Саакашвили, голландка по происхождению Сандра Рулофс.
Примерно такая же ситуация складывается в Аджарии, автономной республике, где есть собственный парламент. А в целом можно видеть, как меняется политическая жизнь за эти четыре года с предыдущих выборов и на смену обычных пояснений таксистов – «как нам надоел Миша», пришли другие – «как нам надоел Бидзина». Разочарование в Бидзине Иванишвили, неформальном лидере «Грузинской мечты» не политическое, в этом смысле население Грузии постоянно, в каждом социологическом исследовании желающих видеть Грузию в НАТО всегда больше 60 процентов, стать частью Европейского союза – больше 70 процентов. Никакая пророссийская партия или политики вряд ли изменят этот баланс, проблема лишь в том, что в Грузии всегда могут появиться деятели, которые, как и прежде будут заигрывать с церковью и руководствоваться дешевым патриотизмом, за которым не видно ничего – ни места Грузии в мире, ни развивающейся экономики.
При проверке политической активности в Украине и Грузии легко обнаружить, что половина населения хочет быть президентами, другая – премьерами. Но мало кто хочет быть активным политиком, предпочитая столу в ресторане трибуну в парламенте. Такой разброд вполне объясним – страна за 25 лет своей независимости пережила четыре войны и несколько сотен тысяч беженцев из Абхазии и «Южной Осетии». 31 марта 1991 года состоялся референдум о восстановлении государственной независимости Грузии. В референдуме приняло участие 90,5 процентов избирателей, из которых за государственную независимость проголосовало 98,93 процентов. С тех пор в Грузии много что произошло, но отказаться от независимости, как об этом мечтают в Кремле, вряд ли захотят те, кто помнит историю отношений с Россией с 1801 года, с первой оккупации. Поэтому предстоящие парламентские выборы – это не выбор «дружить с Россией», а решение о том, как должна жить Грузия дальше.