Як Грузія карає іноземців, які незаконно відвідують окуповані Абхазію та Південну Осетію
Мовою оригіналу
В аэропорту Тбилиси 4 сентября задержали и отправили назад троих прилетевших участников медиафорума, финансируемого фондом президента России. В тот же день на КПП «Верхний Ларс» не впустили четвертого участника форума. В Грузии вспомнили о том, что с 2008 года здесь действует закон «Об оккупированных территориях».
Закон «Об оккупированных территориях» 23 октября 2008 года принял парламент Грузии, а 31 октября его подписал президент Саакашвили. Документ определяет юридический статус Абхазии и «Южной Осетии» и признаки преступления – если кто-либо без разрешения властей Грузии пересекает государственную границу, прилегающую к оккупированным территориям.
В феврале 2013 года правительство Грузии при премьере Иванишвили внесло в парламент поправки, смягчающие закон. Согласно поправкам, первое нарушение закона квалифицируется как административное правонарушение, караемое штрафом в размере 400 лари (примерно 160 долларов по нынешнему курсу – авт.). Лишь последующие нарушения относятся к уголовным преступлениям – к нарушителям уже может применяться штраф или лишение свободы на срок до года. Эти поправки грузинский парламент принял в первом чтении с четвертой попытки в мае 2013 года. За эти годы министерства иностранных дел многих стран, прежде всего из постсоветского пространства, призвали своих граждан соблюдать законодательство Грузии при посещении Абхазии и Южной Осетии. Конечно, кроме России и стран СНГ, где не могут ослушаться Кремль, хотя официально и не признают «независимость» оккупированных территорий.
Первые годы после принятия закона «Об оккупированных территориях» российская пропаганда возмущалась тем, что, мол, Тбилиси не указ двум «независимым государствам» – Абхазии и «Южной Осетии» – пока 17 февраля 2012 года грузинская пограничная полиция не задержала в аэропорту Тбилиси российского бизнесмена Константина Родионова. Его обвинили в незаконном посещении оккупированных территорий Грузии, а спустя два месяца освободили из-под стражи в результате процессуального соглашения. Само собой, он говорил, что не знал о законе, хотя годом раньше в Грузии были задержаны два человека – российские СМИ о них промолчали, а МИД России не считает своим долгом говорить о существовании закона.
На самом деле, нарушителей закона намного больше, чем попадает в поле зрения грузинских спецслужб. Это практически все, кто приезжает в Абхазию отдыхать – но отследить их сложно еще и потому, что так называемые «пограничные службы» в Абхазии не проставляют штамп о пересечении границы. Становится известно только о тех, чье появление на оккупированной территории появляется в СМИ или в других каналах. По данным МВД Грузии, в 2009 году начали расследовать 88 фактов, в 2010 году – 83, 2011 – 55, 2012 – 26, 2013 – 45, 2014 – 36, в 2015 году таких дел было всего 17, а в 2016 году – всего один случай. Снижение количества дел связано с политикой новой власти – выигравшей в 2012 году партии «Грузинская мечта», которая уже в первые месяцы говорила об изменении отношения к России, о нежелании «раздражать» Кремль. Отчасти такая политика нашла поддержку и в европейских структурах, а на деле «Грузинская мечта» открыла России все свои границы, в том числе и свое эфирное пространство – в пакетах кабельных сетей опять появились российские пропагандистские телеканалы.
Пассивность нынешних властей стала приводить к казусам. В мае 2017 года в Тбилиси прилетел экс-мэр Москвы Юрий Лужков, который до того неоднократно был в Абхазии и «Южной Осетии», участвовал в финансировании строительства Дома Москвы в Сухуми и «Московского квартала» на месте разрушенного грузинского села Тамарашени под Цхинвали. МВД Грузии в ответ на протесты общественности заявило, что изучит обстоятельства приезда Лужкова – хотя у пограничников не было основания его не пропускать по имеющимся у него при въезде в страну документам. Пограничники имели в виду российский паспорт, в котором, конечно же, не было штампа о пересечении российско-грузинской границы на реке Псоу. Но бывший мэр Москвы – не обычный саратовский пенсионер, который приезжает загорать на сухумский пляж, о его поездках на оккупированную территорию писали абхазские СМИ.
В июне 2017 года грузинские пограничники пропустили на территорию страны генерального директора радиостанции «Говорит Москва» Владимира Мамонтова, которого восемь лет до этого выдворяли из Грузии вместе с российским пропагандистом Максимом Шевченко. Россияне, тем не менее, бравировали нарушением закона, как Леонид Агутин, Анжелика Варум и группа «Эсперанто», которые выступили в августе 2015 года с концертом на сцене Сухумской филармонии в рамках музыкального фестиваля. Чиновники же по-прежнему опасались неприятностей: в сентябре 2013 года депутат Государственной думы от КПРФ Василий Лихачев рассказал журналистам, что посещал Абхазию в 2009 году для наблюдения за выборами и теперь не может приехать в Грузию в составе миссии наблюдения ПАСЕ. «Какой смысл мне оказываться в хронике криминальных новостей?» – отметил Лихачев. Надо отдать ему должное, Лихачев по образованию юрист, большинство же других россиян с пренебрежением отнеслись к возможности быть наказанным за правонарушение.
Иначе поступил Максим Шевченко, которого уже не впускали в Грузию. В 2013 году он вновь прилетел и на этот раз власти его пропустили. Журналистам Первого общественного радио так и не удалось узнать в МВД, был ли оштрафован Максим Шевченко. Сербский кинорежиссер Эмир Кустурицасобирался прилететь в Тбилиси 8 декабря 2017 года, чтобы в составе фолк-рок группы The No Smoking Orchestra дать концерт. Организаторы гастролей, конечно, не могли не знать, что 11 октября 2009 года он находился в Цхинвали. Сам Кустурица объяснял тем, что собирал в «Южной Осетии» материалы для съемок фильма об августовской войне. В Грузии начались протесты против приезда Кустурицы, и организаторы были вынуждены отменить концерт.
Ситуация с нарушителями закона «Об оккупированных территориях» –лишь часть из той пророссийской кампании, которую игнорировали власти Грузии. Журналисты выяснили, что с 2012 года Министерство юстиции зарегистрировало более 35 неправительственных организаций пророссийской ориентации, 13 из которых являются фондами. Согласно уставу, они ведут благотворительную и образовательную деятельность, но вот кто их финансирует и что преподают – не было ясно, об этом в документах ничего не сказано. Выяснилось, что часть организаций получают деньги из секции российских интересов в Грузии. В результате изучения документов группа журналистов-следователей практически убедилась, что новые неправительственные организации, основанные гражданами России, являются российской «мягкой силой» в Грузии, ведущей кремлевскую пропаганду. Официально указанные фондами адреса и номера телефонов – фальшивые.
Часть этих организаций и являются инициаторами проведения российских форумом и тренингов, которые на российские деньги проводятся на территории Грузии, при полном попустительстве властей. На российский медиафорум в Тбилиси «Роль СМИ в укреплении доверия в регионе» 4-7 сентября были приглашены журналисты и блогеры из Армении, Азербайджана и Грузии, главными тренерами и выступающими были россияне, некоторые с именами, часть – известные пропагандисты. Участвующий в форуме профессор МГИМО, политолог Алексей Малашенко в интервью грузинским СМИ назвал протест грузинской молодежи «дешевым советским провинциализмом». Малашенко до этого больше был известен как исламовед, наблюдающий за исламскими организациями на постсоветском пространстве. Теперь он поменял направление – стал учить пропаганде.
В первый же день работы в тбилисском аэропорту пограничники отказали во въезде в страну троим организатором форума – военному обозревателю государственного агентства ИТАР-ТАСС полковнику Виктору Литовкину, президенту Международного Совета Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI) Геннадию Бордюгову и старшему научному сотруднику центра глобальных проблем Института международных исследований МГИМО МИД России Алексею Токареву. В тот же день на КПП «Верхний Ларс» завернули назад редактора газеты «Северная Осетия» Алана Касаева, который направлялся в Тбилиси из Владикавказа. Из участников с грузинской стороны в компанию пророссийских СМИ попал корреспондент Общественного вещания Грузии, из числа экспертов – политологи Арчил Сихарулидзе, Георгий Абашидзе, Мамука Арешидзе и основатель пророссийского Евразийского института Гулбаат Рцхиладзе – компания, достойная Кремлевского дворца съездов.
Государственный министр Грузии по примирению и гражданскому равноправию Кетеван Цихелашвили заявила, что соответствующие структуры «внимательно следят за визитом представителей российской пропагандистской машины» и «реагируют соответствующим образом на нарушение ими законов Грузии». «Россия стремится использовать весь инструментарий «мягкой силы». Это не новость. Но для Грузии это не должно представлять большой опасности. Россия оккупировала территории Грузии, исходя из этого, в нашей стране очень трудно генерировать пророссийские сантименты. Лучшим ответом на российскую пропаганду является распространение объективной информации», – отметила Цихелашвили.
Представитель парламентского большинства из партии «Грузинская мечта» Гиа Вольский полагает, что ажиотаж вокруг российских пропагандистов устраивает лишь оппозицию, которая, как он считает, на этом старается «заработать политические очки». Именно такая позиция была определяющей все последние годы, когда нарушившие закон «Об оккупированных территориях» спокойно приезжали в Грузию.
Оппозиционная партия «Европейская Грузия» заявляет, что «для этих «экспертов», которые поддерживают оккупацию и которые заявляют, что беженцы никогда не должны вернуться в свои дома, в период правления «Грузинской мечты» приезд в Грузию стал очень комфортным. Это неоспоримый факт, и эта конференция – еще одно подтверждение этому».
В первый же день несколько общественных организаций устроили шумную акцию протеста рядом с гостиницей «Вере Палас», где проходил форум. В итоге еще несколько участников из Грузии и Азербайджана добровольно покинули зал, заявив о предвзятости организаторов. Вслед за ними 16 неправительственных организаций распространили заявление, в котором говорится, что Россия активно использует мягкую силу для достижения своих стратегических целей в Грузии, что проявляется в агрессивной пропаганде СМИ, создании НПО и фондов и организации различных форумов. По их словам, одна из главных целей российской деятельности – укрепление антизападных настроений в обществе и поляризация грузинского населения». Среди авторов заявления Transparency International Georgia, Атлантический совет Грузии, Институт развития свободы информации, Фонд развития СМИ, Ассоциация грузинских реформ.