У Путіна з'явився конкурент – ще один альфа-самець, якого обрали президентом
У своїй першій промові після привітань Хілларі Клінтон Дональд Трамп не сказав, що перемогла Республіканська партія
Мовою оригіналу
Он сказал: «Мы создали общеамериканское национальное движение». И это движение будет дальше бороться за то, чтобы Америка снова стала великой и сильной. У него была очень внутрицентричная речь, где он поблагодарил Хиллари – это первые слова. Куда и делся тот провокационный часто балансирующий на грани фола кандидат? Мы видим, что этого уже нет. Он временами казался популистом, но не рассчитывал на тех людей, которые получают социальные блага, не обещал дойти до каждого бедного и несчастного. Он сказал, что будет поддерживать людей труда. Он повторял несколько раз: «Мы создадим миллионы рабочих мест, американцы смогут тяжело работать, но они будут зарабатывать». И все это объединено с общенациональным движением – обещанием дать американцам возможность зарабатывать.
Трамп – человек, который будет лично влиять на принятие решений. Что характерно, во время кампании он сменил трех ее руководителей. Очевидно, результаты этого голосования говорят о том, что американцы хотят изменений. Они устали от классической двухпартийной системы. Вполне понятно, что Трамп будет пытаться пустить свою энергию сейчас на внутреннюю политику и создать максимальные условия труда для людей. Для тех людей, которые работают и зарабатывают – и таким образом изменить ситуацию внутри страны. Тот факт, что Республиканская партия получила превосходящее большинство, значительно нивелирует или уменьшает риски для нас того, что Трамп будет как-то особенно заигрывать или сможет стать другом или партнером Путина, что больше всего пугает украинцев. Для меня важно, что Трамп имеет фактически нулевой опыт в международных делах. Я просто вспоминаю, что стать другом Путина удалось Ангеле Меркель, с которой они реально были друзьями. Другом Путина был премьер Великобритании Тони Блэр. Среди друзей Путина были и другие европейские политики. И Обама тоже начинал как друг Путина.
Путин загнал себя в очень странную ситуацию. Очевидно, что Кремлю было удобно иметь Хиллари Клинтон как олицетворение антироссийскости, российскофобии и всего плохого, мол, Америка – центр зла. Поэтому Путин сейчас оказывается в странной ситуации, потому что Трамп – тоже альфа-самец, который сказал, что сделает Америку великой. И он сказал, что попробует с Володей поговорить. Я точно не помню, как он сказал, но что-то вроде этого: «При мне Путин Володя не сможет провоцировать, потому что я ему скажу: «Володя, ты этого не делай», – когда российские самолеты почти крылом задевали американские корабли. Тут возникает абсолютно неизбежный конфликт, потому что сделать Америку снова великой и уважаемой в мире – это основной лозунг Трампа. А во внешней политике Россия имеет совсем другую задачу. Основной фактор – республиканцы традиционно были жестко антикоммунистической политической силой. Они очень скептически относятся к Путину и к его режиму. И мы помним, что многие республиканцы голосовали за Трампа, не поддерживая его заигрывания с Путиным. Поэтому когда решение поступит в Конгресс (а Конгресс имеет решающую роль во внешней политике), мы увидим, что даже при желании он не сможет резко изменить внешнюю политику. Плюс Трамп говорил, что «мы (Америка. – Ред.) будем со всеми» – «ребята, давайте жить дружно со всем миром». Понятно, что это невозможно. Понятно, что в реальной политике очень скоро возникнут проблемы, и Трампу нужно будет определяться как президенту страны, являющейся символом демократии.
В своих «пророческих» спичах Трамп сделал несколько реверансов в сторону ветеранов войны, военных, сотрудников спецслужб. Военные чиновники поддержали Трампа, потому что считали, что он сделает Америку значительно сильнее и не позволит, чтобы над Америкой глумились на международной арене. Риторика республиканцев была именно такой. Мне кажется, Трамп пройдет свой не очень длинный путь и раскурит свою недолгую трубку мира с Путиным. Он попытается это сделать на личностном уровне и очень быстро получит тот же опыт, который имели Меркель, Тони Блэр или любой другой западный политик, который хотел построить с Россией нормальные отношения и быть ее партнером в борьбе с терроризмом и так далее. У Трампа те же перспективы. Для Украины любой сценарий выигрышен. Понятно, что Путин сейчас не будет лезть на рожны. Он не будет никоим образом усиливать свое присутствие в Украине, равно как и в Сирии. Очевидно, что сейчас он попытается каким-то образом построить отношения с Трампом. Также понятно, что если у них это не получится, Украина опять не проигрывает, если Трамп поймет очевидную вещь – Путин не партнер, а угроза для стабильности.
Для меня также очевидно, что нам нужно перестать в своих украинских мечтах, всегда искать кого-то, кто полностью станет на нашу сторону, даст нам оружие, победит злого Путина и сделает нас богатыми и счастливыми. У нас это присутствует на подсознании. Трампа выбирала, в том числе и украинская диаспора в Америке. Очень значительная часть украинской диаспоры проголосовала за Трампа, хотя он говорил и про Крым… Но все равно граждане Соединенных Штатов голосовали за президента для своей страны. Для нас украинцев это должно быть очень важно. В нашем менталитете присутствует ожидание, что кто-то может поставить наши интересы выше своих. Но этого не случится.