В течении трех месяцев рынок телекоммуникаций может дать стране 1 млрд. долларов
С каждой революционной сменой власти в стране повышаются общественные запросы.
С каждой революционной сменой власти в стране повышаются общественные запросы. Возникает так называемый эффект «общественной надежды» - когда разного рода профильные организации, объединения предпринимателей, работодателей, участников рынка предлагают новой власти свои рецепты, свое видение развития ситуации. Так было в 2005 году, после победы Ющенко на выборах Президента и ровно такая же ситуация наблюдается и сегодня.
Тогда участники рынка информационно-телекоммуникационных технологий подготовили т.н. «Оранжевый доклад», в котором изложили свое видение методов стимулирования отрасли. Речь шла о поддержке развития новых технологий, стандартов связи, равных и открытых правилах игры на рынке, честной конкуренции, технологической нейтральности.
Это было прекрасное время – мы с уверенностью смотрели в будущее, верили в наши силы и способность новой власти реализовать все то, что мы тогда предлагали. Что было дальше – мы помним.
Сегодня, через 8 лет ситуация повторяется. Рынок ИКТ вновь консолидируется, вновь готовится доклад и перечень предложений – как управленческих, так и технологических, кадровых. Опять есть надежда. И мы опять говорим о том, что необходимо делать. Однако на этот раз, ситуация в стране аховая. Экономика в переддефолтном состоянии. Социальные выплаты под угрозой, уровень инвестиционной привлекательности – крайне слабый. Украине нужны деньги. Уже сегодня нечем платить зарплаты бюджетникам, пенсии и социальные выплаты.
-- Миллиарды на политической конъюнктуре
Ежегодно из Украины в виде дивидендов основными игроками рынка мобильной связи (Киевстар, МТС, Life), собственники которых в большинстве своем имеют неукраинское происхождение, выводится более 1 млрд. дол. Вывод средств через дивиденды является, по большому счету, вынужденной мерой для учредителей. Гораздо более привлекательным для них было бы инвестиции в развитие своего бизнеса. По меньшей мере – перспективнее.
Все эти компании уже много лет пытаются получить лицензию и частоты для предоставления услуги 3G (UMTS) – мобильная связь третьего поколения. Две компании уже имеют практически перестроенные сети и готовы предоставлять услуг. Это значит, что получая лицензию, они разворачиваются, что называется, с колес. Какие последствия для страны? Один только конкурс на выдачу лицензий и конверсию частот (в тех случаях, когда частотного диапазона не хватает) принесет стране около 1 млрд. долларов. И это – в краткосрочной перспективе.
Для полноценного запуска услуги, операторы вынуждены будут инвестировать в течение 1-2 лет суммарно еще 3 млрд. дол. Речь идет, прежде всего, о развитии сетей, системной интеграции, инвестициях в апгрейд оборудования, маркетинговые решения и пр.
Для рядового украинца это – тысячи новых рабочих мест в разных секторах экономики, дополнительные поступления в бюджет, новая качественная услуга. В масштабах Украины это, кроме всего прочего, еще и повышение инвестиционной привлекательности. Сегодня эксперты выделяют несколько важных индикаторов при оценке конкурентности и инвестиционной привлекательности страны. И развитие телекоммуникационной инфраструктуры – одна из них. Сейчас Украина практически единственная страна в Европе, не имеющая полноценной услуги 3Г связи.
Принятие политического решения о необходимости развития этого стандарта, выдача лицензий всем желающим, перераспределение частот – все это может произойти в течение 2-3 месяцев. И уже к концу первого полугодия в страну зайдут очень серьезные инвестиции. Экономика получит вполне реальный импульс, а иностранные инвесторы – сигнал о повышении привлекательности инвестиционного климата.
Кроме всего прочего, стремительное развитие этого сегмента рынка телекоммуникаций, стимулировала бы развитие и сопутствующего бизнеса – системные интеграторы, специализированные строительные компании, дистрибьюторы и пр. ИКТ вновь может стать локомотивом развития экономики, не завязанной на торговле сырьем, существенно не привязанной к экспорту энергоресурсов. Это то, что мы называем цифровая экономика.
-- Аргументы из прошлого века
Вопрос 3Г – вопрос последних 5 лет. Это значит, что 5 лет миллиарды долларов регулярно выводились из Украины, вместо того, что бы быть инвестированными в отечественную экономику. Надо понимать, что главным сдерживающим фактором развития рынка была дремучая позиция генштаба, беззубость отечественного регулятора и негласная лоббистская деятельность разных групп политического влияния.
Не буду детально останавливаться на всех трех моментах, скажу лишь одно – аргументы генералитета о необходимости поддержки обороноспособности страны попахивают нафталином, это привет из прошлого века, они смешны и несерьезны. Это понимают все мало-мальски грамотные эксперты, все участники рынка.
Остается лишь фактор нецивилизованного лоббизма.
Сегодня реальность изменилась. Новоназначенный Премьер-министр Яценюк просто обязан в самое ближайшее время посадить за стол переговоров всех заинтересованных участников рынка, стимулировать разработку конкретного плана развития 3Г. Этот процесс необходимо запустить в течение месяца.
Я не вижу аргументов, способных препятствовать такому сценарию развития ситуации – это откровенно вредительская позиция, которая не соответствует государственным интересам Украины.