Бюджет-2017. Вісім оптимістичних тез
Сьогодні саме від політичної еліти залежить усе – і реформи, і бюджет...
Мовою оригіналу
Несколько месседжей по поводу бюджета: что делает меня умеренным оптимистом?
1. Происходит резкое сокращение дефицита. Страна, которая десятилетиями живет «не по карману», должна научиться экономить. Поэтому уход с отметки дефицита системы публичных финансов, превышающей 10% ВВП в 2014 году, в новую отметку – 3% ВВП не может меня не радовать.
2. Даже незначительный дефицит, каким-то образом должен быть покрыт. (Я не допускаю даже в самых страшных мыслях его монетизации. Слишком страшной может быть расплата при раскручивании маховика инфляции.) Но меня пугает дальнейшее накапливание долга, который и без того зашкаливает. В 2016 году Украина – одна из беднейших стран Восточной Европы, экономика которой обвалилась почти на 20% в 2014-2015 гг., которая находится в состоянии военных действий – должна будет отдать около 5% своего ВВП только на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга. Я согласен «принять» этот дополнительный долг только в том случае, если мы собираемся начать показывать серьезный рост.
3. Меня радует, что украинский парламент «закован» в строжайшие временные рамки, и я надеюсь, что премьер сможет донести эту мысль в Раду. Следующее возможное заседание МВФ, на котором может быть рассмотрен украинский вопрос, – это 20-е числа ноября. Без прогресса в реформах (даже самых простых) и без бюджета решение будет негативным. «Пряник»/приз – это $1,3 млрд. «Наказание» – откат в ситуацию до 14 сентября с ее «зашкаливающей» нестабильностью.
4. Политическая «элита» имеет выбор – испортить все или начать движение страны по восходящей. Сейчас они «кочегары». От них зависят и реформы, и бюджет. (Ни в коем случае не умаляю при этом роль гражданского общества как катализатора этих изменений.)
5. «Торги» по бюджету могут и должны идти, но только в заданных параметрах его дефицита. Дальше можно соревноваться в том, «кто умнее», но не более.
6. Меня отчасти пугают цифры доходной части, которые ставят под угрозу расходы государства, – приватизация (пугает, но меньше всего при условии наличия политической воли проводить ее как таковую), а вот «поиски украденных сокровищ» пугают очень сильно. А вдруг не найдут – и что тогда? Я бы рекомендовал рассчитывать на них как на некий «бонус», но не целевой показатель.
7. Я надеюсь, что гражданское общество и международные партнеры Украины заставят политические элиты «не сойти с рельс». Меня более чем обрадовала быстрая и жесткая реакция в «разбирательствах» по поду «Трансгаза». Для меня это повод для оптимизма. Это сигнал того, что украинский вопрос рассматривают «под микроскопом», а значит, «поезду не дадут свернуть» и «не пустят под откос».
8. Меня бы очень напугало, если бы я увидел в бюджете 2017 года рост не 3%, а, скажем, 5% (хотя я сам бы этого хотел). В моем понимании сейчас именно в этом бюджете Кабмин ориентируется на архаичную модель роста «экспортно ориентированной» экономики. До поры до времени это может быть и не так уж плохо. И я меньше бы всего хотел, чтобы Кабмин был слишком оптимистичен. В противном случае может возникнуть серьезный разрыв между тем, что прогнозируется и что будет по факту. И тем не менее у всех может быть СУЩЕСТВЕННЫЙ «бонус». Если маховик реформ реально начнет крутиться, то произойдет улучшение качества бизнес-климата и вместо прогнозируемых сейчас нами на следующий год $3-4 млрд прямых иностранных инвестиций страна сможет получить около $6 млрд. Это будет существенным импульсом для дополнительного экономического роста в следующем году. И тогда мы вполне сможем выйти на траекторию 5-процентного роста. А это именно то, что ОЧЕНЬ надо исстрадавшейся стране. Задача – «оттолкнуться от дна» так сильно, как только возможно.