Досить скиглити, панове! Або кілька порад новому главі інвестиційної ради
В Україні періодично починають шукати свій «особливий шлях». Зараз настав час «фетишизації» інвестиційної ради, яку очолив колишній глава Адміністрації президента Ложкін
Мовою оригіналу
Все более и более удручающим выглядит «нытье» части политиков и экспертов, выдвигающих банальные тезисы наподобие того, что «Украина – форпост цивилизации. Наша экономика обвалилась. Инвестиции не приходят. Жить «по карману» – не выход в стране, где рост социального напряжения крайне нежелателен». Отсюда и совершенно простой формулируемый ими вывод, обращенный к иностранным партнерам Украины: «Дайте денег». Естественно, что все это не так примитивно, но суть сводится именно к этому. Параллельно с этим, на любых возможных уровнях идет диспут по поводу того, а как бы «запаковать» такую примитивную «попрошайническую» идею в другую (но от этого не менее «попрошайническую») – «дайте инвестиции, но ничего за это не требуйте». Судя по объему прямых инвестиций, которые получает Украина на протяжении нескольких последних лет, частные инвесторы не спешат «быть обманутыми». Понимая, что ситуация критическая, в Украине периодически начинают искать свой «особый путь». Ну а сейчас время пришло к «фетишизации» инвестиционного совета, который начал возглавлять бывший глава Администрации президента, господин Ложкин.
А теперь, представьте себя по другую сторону украинской западной границы в кресле государственного менеджера, который принимает решение о предоставлении подобной финансовой помощи. Политические воззрения этого государственного менеджера могут быть совершенно различными, но при этом с наибольшей степенью вероятности можно утверждать, что он согласится с тезисом о том, что на долю Украины выпали незаслуженные страдания – война, гибель людей, сокращение жизненного уровня населения, ну, и, конечно, «сомнительного качества» политическая элита.
Эта самая «элита», может быть, и не против как-то помочь своему населению (избирателю), но при этом, похоже, что она резко против получения каких бы то ни было финансовых потерь и «урезаний». Разумеется, что подобного рода противоречие неразрешимо в рамках одной и той же суммы средств, находящейся в распоряжении страны. Нельзя перераспределить одинаковую сумму так, чтобы оставить всех довольными. Либо «политическая элита», либо население должно пострадать. Но все это в краткосрочной перспективе. В более длительной перспективе финансовые потери «политических элит» (а хочется верить, что именно они, а не население, в конце концов, должны потерять часть своего пирога) могут быть компенсированы за счет роста экономики страны.
Если Украина сможет «добиться» экономического роста на уровне 3% (что, к слову сказать, в разы больше, по сравнению с тем, что ожидается по результатам этого года), то, например, одну из наиболее бедных стран ЕС – Румынию (пока еще наиболее бедных) – мы сможем догнать к 40-м годам этого столетия, а Венгрию – к 70-м годам, а вот Швецию – в нулевых годах следующего века. Как еще объяснить, что траектория движения украинской экономики должна быть резко изменена – темпы роста должны быть ближе к 10% годовых? Но это не может произойти само по себе. Не деньги клянчить надо и стоять с протянутой рукой, а надо немедленно действовать. Нам нужны инвестиции, только не надо это безапелляционно повторять для иностранных партнеров. Ни в коем случае, не надо рассчитывать, что просто под новым руководством инвестиционный совет обеспечит желанный прорыв. Это консультативный институт. Его задача – дать совет и помочь сформулировать политику.
В этой связи первоначальные задачи совета по инвестициям следующие:
1) Начать выписывать процедуры и методику проведения дерегуляции бизнеса в стране. «Регуляторная гильотина» может быть неоценимым инструментом в этом направлении.
2) Немедленное институциональное усиление Антимонопольного комитета страны. Где только возможно выявить монопольные сговоры и монопольное положение – они должны быть выявлены. Начиная от строительных торговых сетей и супермаркетов до поставщиков ядерного топлива. Впустите на рынок мировые уважаемые бренды и товаропроизводителей. Например, Ikea, Lidle, Westinghouse. Постарайтесь привлечь «заманчивыми» условиями машинопроизводителей.
3) Отрегулируйте украинское законодательство так, чтобы в стране было выгодно делать «отверточную» сборку. Локальный компонент может быть и 5–10%, а не обязательно 50%. Сомнений нет, что 100% местных комплектующих – идеальный вариант. Но это никогда не сработает! Уровень риска в Украине настолько велик, что не перекрывается нашей низкой заработной платой – одним из немногих преимуществ, который, к огромному сожалению, здесь появился. Поэтому прибыльность, которую инвестор должен будет заложить при подготовке своего входа в Украину, будет просто «космической» и нереальной.
4) Станьте адвокатами проведения судебной реформы. Ни одна страна в мире не смогла сделать прорыв без того, чтобы обеспечить закон и порядок, который, к слову сказать, подразумевает и защиту прав собственности. Ну не думаете ли вы, что кто-то будет делать серьезные инвестиции, если есть существенный риск потери актива?
5) Помогите бороться с коррупцией. Дайте описание «коррупционных дыр» и шагов по их закрытию. Тысячи представителей гражданского общества смогут вам это рассказать. В этом плане ваша задача упростится до обычного стенографирования и, разумеется, лоббирования имплементации.
Если нет сил или желания реализовывать эти задачи, то результат будет плачевным для всех. На одном «попрошайничестве» далеко не уедешь!