По дороге к открытой войне
«Какие же мы наёмники?! – с возмущением говорил человек в военной форме, показываю жетон, висевший на цепочке, - мы танкисты из Кантемировской дивизии, военнослужащие российской армии!»
«Какие же мы наёмники?! – с возмущением говорил человек в военной форме, показываю жетон, висевший на цепочке, - мы танкисты из Кантемировской дивизии, военнослужащие российской армии!». Слова эти были сказаны в связи с заявлениями высокопоставленного российского военного, который незадолго до этого заявил, что российских войск в Чечне нет, там воюют наёмники.
Место действия – город Грозный. Время – конец ноября 1994 года. Тогда парламентская делегация, возглавляемая С.Н. Юшенковым и Г.А. Явлинским, прилетела в Грозный, стремясь остановить начинающуюся войну и одновременно забрать в Москву российских военных, попавших в плен при штурме Грозного. Между прочим, среди журналистов, сопровождавших делегацию, был и главный редактор «Эха Москвы» А.А. Венедиктов.
Войну остановить не удалось, забрать пленных (после долгих и сложных переговоров Г.А. Явлинского) смогли – первую группу увезли с собой, вторую Д.М. Дудаев, дав слово офицера, передал российской армии через два дня.
Вспомнил эту историю не только в связи со словами людей из Минобороны России о заблудившихся российских военных, попавших в зоне АТО в плен украинской армии. Хотя, нужно заметить, как-то так получается у российских властей, что следствием их политики является необходимость вызволять из плена военных, принадлежность или же боевые задачи которых, российская власть признавать не желает – что 20 лет назад, что сегодня.
Кстати, тогда в Чечне российские танкисты занимались тем, что оказывали поддержку вооружённым стрелковым оружием противникам Д.М. Дудаева. Т.е. делали примерно то, в чём сегодня обвиняют власти России на Украине.
Но это всё детали, а главное в другом – история втягивания России в чеченскую войну очень напоминает то, что происходит сегодня с втягиванием властями России в войну с Украиной. Отрицательная динамика очевидна.
Сначала заявления российских властей о том, что их что-то на Украине не устраивает. Захват Крыма. Затем под начавшуюся пропагандистскую кампанию захват административных зданий на Украине вооружёнными людьми. Следом образование вооружённых отрядов и появление на Украине российских граждан. Потом неожиданно обнаружившиеся у сепаратистов современные системы вооружений. Далее последовали российские наёмники и всё более массовые поступления военной техники. Вскоре пришла пора сообщениям об обстрелах реактивной артиллерией с территории России сил АТО. Спустя какое-то время, в плен попали российские военные, а на нашей земле стали появляться могилы погибших военных, пошли сообщения о раненых в госпиталях. Наконец, сегодня пришли сообщения о прямом военном вторжении ВС России на территорию Украины.
Чеченские войны стали одной из главных тем российской политики и жизни российского общества, последствия которых ощущаются и сегодня - они и в режиме, установленном в Чечне, и в нестабильном Северном Кавказе. Они и в той российской власти, которая есть сегодня. А ведь первоначально чеченская война планировалась как быстрая операция. Всё, однако, затянулось на годы и имеет отрицательные следствия, которые неизвестно когда завершатся.
Российским государственным безумцам и главе их – В.В. Путину, которые всё больше втягивают 150-миллинный народ России в войну с 45-миллионным народом Украины, кажется, что вот-вот, ещё одно усилие, и трудности будут преодолены – нужно только ещё поднажать. Будет результат – и со временем уйдут санкции, Украины будет дружественной - своей, карманной, восстановятся отношения с Западом, вернутся пьянящие высокими ценами на нефть и газ «нулевые» годы. «И засияет жизнь улыбкой золотою» - как писал Георгий Иванов.
Ничего этого не будет. Перевод подлой войны против Украины в открытую стадию не уменьшит проблемы, а увеличит их. Те, кто грезит о «коридоре в Крым», укреплении бандитских «республик» по границе с Россией пойдёт другими коридорами - получит долгую войну и гниющие обрубки у границ России, вроде Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, содержать которые придётся российским гражданам. Как содержат они предыдущие «геополитические приобретения» болезненной властной советской ностальгии.
Пока есть ещё возможность остановиться и принять решение о резкой перемене курса в отношениях с Украиной – вывести из Украины войска, забрать российских наёмников, урегулировать экономические отношения, приступить к переговорам по Крыму и отдельно к переговорам о компенсации Украине ущерба нанесённого поддержкой властями России вооружённого сепаратизма. Эта возможность, принимая во внимание особенности нынешней российской власти, носит отвлечённый характер, но она, всё-таки, есть.
Принять такое решение – признак не слабости, а силы. Такое решение предотвратит втягивание России в полномасштабную войну с Украиной, ужесточение противостояния с западными странами, уменьшит издержки.
Наверное, представители оппозиции могли бы радоваться глупости этого режима, который вместо того, чтобы гнить в созданном им болоте ещё десяток лет, вдруг решил, словно Саддам Хусейн, полезть воевать с соседней страной, создавая угрозу своей влласти, привнося в российский застой возможность изменений – ухудшением жизни людей, экономической стагнацией, усилением оппозиционных настроений.
Но у меня нет радости по поводу творимых властями подлостей и глупостей. В том числе и потому, что падение этого режима и удаление из власти В.В. Путина не является самоцелью. Главное в другом – что будет после и с какими последствиями.
С этой точки зрения, важно остановить агрессию властей России против Украины, начать постепенный, мирный демонтаж режима – установить свободу слова на телевидении (хотя бы, первоначально, в ограниченных масштабах), начать движение к свободным выборам, к созданию на местном, региональном, федеральном уровне серьёзного представительства демократической оппозиции в органах власти, начать реформу политической системы и экономические реформы.
Необходимо обеспечить мирную, правовую эволюцию нашей страны