Три империи
За спиной, словно в вечной мерзлоте, мамонтами остались лежать ушедшие эпохи
На работу и с работы. К телевизору и в парк. Ходят люди путинской страны и не думают, что час России уже пробил, что страна их движется к развалу. Он то замедляется, то тормозит, то тяжело дыша, отступает – даёт обратный ход. Но общий вектор заката неизменен, железно твёрд.
Особенно хорошо это можно почувствовать, если сходить на две фотовыставки в московском Мультимедиа Арт Музее, которые рецензент журнала "Профиль" метко назвал "Две империи".
Одна империя – российская, другая – советская. Первая представлена цветными фото 1890–1910-х годов. Вторая – чёрно-белыми фото Юрия Кривоносова 1950-1970-х.
Ходишь по залам и видишь красный Кремль, Большой Москворецкий мост, Красную площадь. Стоят подводы, едут извозчики, неспешно идут люди. А рядом то же спокойствие на фото в других частях Российской империи – Санкт-Петербурге и Одессе, Ревеле и Гельсингфорсе, Варшава и Тифлис. Вот чудная фотография Ришельевской лестницы, каменным ковром сбегающей со склона.
Могли ли тогда подумать эти люди, что пройдёт два десятка лет и страшный смерч сломает их жизнь – одних погубит, других превратит в рабов, третьих – выбросит за границу? Но ведь именно такое будущее ждёт тех, чьи отпечатки навсегда замерли на фото, глядящих печалью с белых стен музея.
То же и с советской империей – влюблённые на фоне памятника Гоголю, парящего в тумане, люди в платьях и костюмах ушедших времён, молодые улыбки тех, кто сегодня уже немолод, лица тех, кого давно уже нет на свете. Мальчики, ныряющие в Москву-реку напротив Кремля и девочки с косичками, идущие, взявшись за руки на Красную площадь – навсегда застыли и никогда не дойдут до Мавзолея. И общая панорама страны, раскинувшейся на перине от тёплых морей до Арктики.
Всё это пошло прахом – сгнило, постарело, надломилось и распалось – словно в булгаковском "Мастере и Маргарите" в конце бала. Несмотря на показной оптимизм, улыбки и кипучую деятельность.
Вышел из холодных залов музея. За спиной, словно в вечной мерзлоте, мамонтами остались лежать ушедшие эпохи.
Жаркое московское лето охватило зноем, по левую руку, в перспективе асфальтом текущей Остоженки виднелся Кремль.
Древний и седой символ, доставшийся в наследство третьей, бесформенной и безвкусной империи, уходящий в холодные музейные океаны прошлого.
Источник: Livejournal